Развитие творческой активности младших школьников средствами музыки
Введение
Проблема развития творческой активности не новшество в современной педагогике. В различные исторические периоды этой проблемой занимались Платон, Аристотель и другие. Внесли большой вклад в изучение данной темы и современные ученые: П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и не только.
Формирование и развитие творческих способностей у младших школьников является важной составной частью педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одной из основных задач современной школы. Кроме того, развитие у учащихся чувства прекрасного, формирование у них художественного вкуса, умение понимать и оценивать произведения искусства и литературы красоту и богатство окружающего мира - это одна из центральных задач общеобразовательной школы на современном этапе. В.А. Сухомлинский сказал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки...” И с этим трудно поспорить.
Особую роль в формировании всесторонне развитой личности играет эстетическое воспитание, его важнейшей составляющей является музыкальное воспитание, которому принадлежит значительное место в становлении духовной культуры. Что подтверждает актуальность заданной темы и обуславливает исследовательский интерес.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческой активности младших школьников средствами музыки 6
1.1. Понятие творческой активности младшего школьника в психолого-педагогической литературе. 6
1.2. Возрастные особенности младших школьников 11
1.3. Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития творческой активности младших школьников 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности младших школьников средствами музыки 26
2.1. Подготовка к организации музыкально-театральной деятельности 26
2.2. Диагностика исходного уровня сформированности творческих способностей у детей 29
2.3. Музыкальная сказка, как средство формирования творческой активности детей младшего школьного возраста 36
2.4. Анализ результатов исследования 42
Заключение 49
Список использованной литературы: 53
Приложения 57
Список использованной литературы:
1. Бергсон Анри. Творческая эволюция. Издательство . Академический проект: Трикста Серия Философские технологии 320 стр.– 2019
2. Бердяев Н. Самопознание: Избранное. – М.: Мир книги; Литература, 2006. – (Серия «Великие мыслители»)
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002 – 320с.
4. Выготский Лев Семенович. Воображение и творчество в детском возрасте. Издательство Перспектива Серия Психология 126 стр.– 2020г.
5. Выготский Л.С.. Психология искусства. Издательство: АСТ, Neoclassic. 480 стр. – 2019г.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии / Л. С. Выгодский. - 1986. - 169 с.
7. Выготский Л.С. Из записок - конспекты к лекциям по психологии детей младшего школьного возраста//Эльконин Б.Д. Психология игры. М.: педагогика, 2018г.
8. Гегель Г. Эстетика: в 4 т. – М.: Искусство, 1971 – т. 3 – 621с.
9. Диагностика эстетического развития личности : Учеб.-метод. пособие / Т.А. Барышева; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 140 с
10. Д. Б. Кабалевский. Антология гуманной педагогики. Издательский дом Шалвы Амонашвили, М., 2017.
11. Кашекова И. Единое интеграционное пространство школы и путей его создания // Искусство в школе. – 2004 - №5. – с. 7-10.
12. Липпс Т. Самосознание. – М.: Мысль, 1989 – 503с.
13. Музыкальная психология 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО. Петрушин Валентин Иванович Жанр: Учебная литература Серия: Профессиональное образование Издательство: Юрайт 2017г.
14. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. – М.: Музыка, 2020. – 253 с.
15. Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий. Чернышова Евгения Михайловна, Архангельская Людмила Анатольевна. Рубрика: Педагогика Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г. Дата публикации: 09.05.2020
16. Научно – методический и психолого - педагогический журнал «начальная школа плюс До и После» № 1 / Бунеев Р. Н., Вахрушев А. А., Горячев А. В. И др. Изд. «Баласс», Москва, 2017. – 98 с.
17. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Издательство АСТ Серия Мудрость великих. 416 ст. – 2019г.
18. Организационно-педагогические условия развития познавательной активности учащихся. Методическая разработка / сост.: Ц.Ц. Мутуева; МАОУ «МСОШ №3» - п.Могойтуй, 2017 – с.53
19. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебник и практикум для профессионального образования / П. И. Пидкасистый ; под редакцией П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 408 с
20. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзе-фавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2018.
21. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзе-фавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2018.
22. Платон. Сочинения в 3х томах. – М.: Мысль, 1970 – Т. 2 – 611с.
23. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. – М.: Академия, 2020 – 368с.
24. Программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов / Ред. Л. Г. Савенкова, Т. И. Сухова, Б. П. Юсов. – М.: - Искусство, 2021 – 40с.
25. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82.
26. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. – М.: Знание, 2020 – 96с.
27. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019 — 296 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 713
29. Семчук, Е. В. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева / Е. В. Семчук. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 7-9
30. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2019 — 272 с. — (Сер. Бакалавриат).
31. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2018, 160 с.
32. Чернышова, Е. М. Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий / Е. М. Чернышова, Л. А. Архангельская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 513-515.
33. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – Минск: Литература, 1998 – 1408с.
34. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном в процессе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979 – 160с.
35. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) / редкол.: Т. И. Бакланова [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017 – 440 с.
Электронные ресурсы:
1. Аристотель. Поэтика. Электронная библиотека. Режим доступа: URL / https://bookscafe.net/. Дата обращения 05.01.2022
2. МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА .Электронный ресурс. Режим доступа: URL https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-igrovaya-dramatizatsiya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-mladshego-shkolnika/viewer. Дата обращения 12.02.2022
3. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика /Электронный ресурс/ Режим доступа. URL https://studfile.net/preview/5535069/Дата обращения 10.02.2022
4. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе. Степанов, Валерий Матвеевич - кандидат педагогических наук. практика /Электронный ресурс/ Режим доступа. URL https://www.dissercat.com/content/organizatsiya-razvivayushchego-obrazovatelnogo-prostranstva-v-innovatsionnoi-shkole. Дата обращения 26.01.2022
5. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, Чурилова Э.Г. /Электронный ресурс/ Режим доступа. URLhttps://obuchalka.org/20191009114574/metodika-i-organizaciya-teatralizovannoi-deyatelnosti-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov-churilova-e-g-2001.html. Дата обращения 15.01.2022
Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными. Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького. Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила. Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жердочке. Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки мы каждый раз уточняли их ролевое поведение, создавая условия для театрально-игровой деятельности и стараясь грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми, которые принимали участие в спектакле (это классный руководитель и педагог по музыке). Далее нами были проведены несколько уроков, направленных на развитие определенных способностей. К примеру, задачей урока развития речи стало обучение младших школьников созданию высказываний в форме сравнительного описания. Решению этой задачи способствует использование музыкального произведения, в котором содержатся различные средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика и др.), например, сцены «Как поссорились Кот в сапогах и Белая кошечка» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Наглядно покажем оно из занятий нашей программы.