Средства формирования наблюдательности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»

Скачать дипломную работу, в которой исследуются средства формирования наблюдательности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.10.2023
Объем файла
123 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕОдной из основных задач обучения предмету «Окружающий мир» считается развитие наблюдательности школьников. Наблюдательность – это свойство человеческой личности, проявляющее себя в умении вести наблюдения. Наблюдательный человек в полной мере воспринимает явления действительности более точно и четко, что помогает ему хорошо ориентироваться в новой обстановке.
Наблюдение – это сложный анализирующий процесс, сравнения и обобщения, а не просто «зарисовка» явления или объекта. Проще говоря, это сложный мыслительный процесс, который включает в себя восприятие. Можно сказать, что наблюдательность тесно связана с человеческой мыслительной деятельностью и напрямую зависит от качеств ума человека. Для развития наблюдательности человеку необходимо уметь наблюдать и подмечать окружающую действительность. Следовательно, наблюдательность непосредственно связана с мыслительной деятельностью человека.
Наблюдения оказывают большое значение для всестороннего развития личности ребенка. В

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 8

1.1 Развитие наблюдательности как психолого-педагогическая проблема 8

1.3 Внеурочная деятельность по предмету «Окружающий мир» с учетом требований ФГОС НОО 17

1.4 Средства обучения предмету «Окружающий мир», применяемые для развития наблюдательности младших школьников в процессе внеурочной деятельности. 19

1.5 Методические рекомендации и требования по организации и проведению внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир» в начальной школе 22

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 27

2.1 Описание и анализ констатирующего этапа исследования 27

2.2 Методические рекомендации по развитию наблюдательности младших школьников в процессе проведения фенологических наблюдений 30

2.3 Задания, применяемые в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» используя «Дневник наблюдения за уральской природой» 34

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ А 48

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50

ПРИЛОЖЕНИЕ В 52

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аквилева, Г. Н. Наблюдения и опыты на уроках «Окружающий мир» [Текст] : – М: Просвещение, 2008. – 67 с.

2. Андрагогика // Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса [Текст] : – Казань: Медицина, 2017. – 64 с.

3. Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Текст]: М.: Наука, Флинта, 2014. – 176 с.

4. Богуцкая, Т. В. Основы теории и технологий в педагогике [Текст] : учебное пособие. – Барнаул : АлтГПА, 2014.  – 193 с.

5. Братчикова, Ю. В., Плотникова М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении // Современная педагогика.  2015. – № 3  (28). С.67-71.

6. Голованова, Н. Ф. Педагогика [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.

7. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Григорьева. – Челябинск: Изд. ЧГПУ, 2015. Режим доступа: https://cspu.sharepoint.com

8. Григорьева, Е. В. Природа Южного Урала. Уроки и внеурочная деятельность по краеведению в начальной школе: метод. пособие для учителей [Текст] / Е. В. Григорьева – Челябинск: АБРИС, 2020 – 80 с. 

9. Григорьева, Е. В., Дневник наблюдений за уральской природой: Учебное пособие для 3-4 классов нач. школы [Текст] / Е. В. Григорьева, А. З. Трушникова – Челябинск: АБРИС, 2018. – 80 с. 

10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Текст] : Учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016.  – 479 c.

11. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей [Текст] : Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2013. – 224 c.

12. Козлов, П. Г. Необходимость введения в образовательные стандарты понятия "Организационно-педагогическая компетенция" [Текст]: // Современная педагогика. 2015. № 2 (27). – С.29-33.

13. Коржуев, А. В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска [Текст] : На перекрестке мнений. – М.: Ленанд, 2014.  – 208 c.

14. Котова, С. А. Педагогика начального образования [Текст]: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2017. – 336 с.

15. Кочурова, Е. Э. Методика внеурочной работы [Текст] // Начальная школа. – СПб.: Питер,   2016. – № 4. – С.72-83.

16. Кропочева, Т. Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе [Текст] // Начальная школа.  – 2002. – № 1. – С.57-59.

17. Кузьмина, Н. М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения [Текст] // Начальная школа. –  2003. – № 9. – С.54-59.

18. Луцева, И. Ю. Разработка опросника, направленного на выявление уровня самоорганизации учебной деятельности младшего школьника [Текст] // Современная педагогика. – 2015. – № 1 (26). С.85-90.

19. Мирзаева, Н. А., Шойимова Ш.С. Деятельность как один из факторов развития способностей // Современная педагогика. 2014. № 1 (14). С. 7.

20. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь – 3-е изд. доп. и пер. – М. : АСТ, Прайм-Еврознак, 2014. – 587с.

21. Набатова, О. В. О необходимости и способах формирования наблюдательности у детей школьного возраста [Текст] : О. В. Набатова, Н. Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. – 2009 – № 7-2.– С. 84-92.

22. Новиков, А.М. Педагогика [Текст] : словарь системы основных понятий. М. : ИЭТ, 2013. – 268 с.

23. Осипова, О. Н. Развитие наблюдательности младших школьников на уроках окружающего мира // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №55-1. – С. 258-264.

24. Плешаков, А. А. Экология для младших школьников [Текст] : / А. А. Плешаков – М.: Просвещение, 2005 – 227 с.

25. Раицкая, Г. В. Особенности планирования результатов уроков // Начальная школа.  –  2016. – № 2. – С.49-54.

26. Регуш, Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности [Текст] : учебное пособие. – СПБ. : Питер, 2008. – 208 с.

27. Регуш, Л. А. Наблюдения в практической психологии. – СПБ. : Питер, 2000

28. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе // Начальная школа. – 2007. – № 12.  – С. 101-108.

29. Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы // Андрогогическая парадигма [Текст] : Учебник. М. : ЮНИТИ, 2015.  – 207 c.

30. Смирнова, М. С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира // Начальная школа. – 2016. – № 4. – С.30-34.

31. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст] : Учебник. М.: ЮНИТИ, 2014. – 543 c.

32. Столяренко, Л. Д. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] : Учебное пособие – М.: Проспект, 2016. – 160 c.

33. Суравегина, И. Т. Школьная экология: задачи и функции [Текст] : / И. Т. Суравегина // Биология в школе. – 2007. – №3. – С.23-32.

34. Сухов, А. А. Пути развития педагогической наблюдательности [Текст] // Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. – 2014. № 2.  – С.87-95

35. Трафимова, А. В. Окружающий мир: учебное пособие для детей 3 класса. В 2 ч. М. : 2015; Ч.1 - 128с.; Ч.2 – 144 с. 

36. Тупталова, А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. – 2016. – №26. С. 610-612.

37. Ушева, Т. В. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников. 1-4классы [Текст] : Учебное пособие – М. : Учитель, - 2015. – 44 с.

38. Флегентова, Л. А. Природа и мы [Текст] : / Л. А. Флагентова // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С.62

39. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 102-153. – URL https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 04.04.2018).

40. Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. 114-116.

Нужно выбрать постоянный участок для наблюдений. Он должен быть расположен недалеко от дома или школы. Выбранный участок по составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметить несколько видов деревьев и кустарников, растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве, чтобы дети могли заметить, как сказываются на сроках сезонных изменений условия, в которых находятся растения и их возраст. Определить названия деревьев, кустарников и травянистых растений выбранного участка. По каждому виду вести отдельные записи. Проводить наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2-3 раза в неделю. Помнить, что качество наблюдений зависит от их частоты. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводить в полной тишине. Не брать животных в руки. Помнить, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования. Наступление того или иного фенологического явления соотносить с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет установить закономерности в развитии неживой и живой природы.