Развитие познавательного интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Введение
Современное образование находится на новом этапе развития — оно модернизируется. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологии и системы качества — естественно.
Проблема познавательного развития рассматривается во многих исследованиях педагогов и психологов, направленных на изучение различных аспектов обучения детей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Б. Голицын, А.В. Запорожец, О.М. Дьяченко, B.C. Ильин, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина, Г.А. Щукина).
Разнообразие подходов по отношению к образовательному процессу можно обобщить в две основные стратегии: инновационного и традиционного обучения. Инновационные процессы отвечают общим тенденциям гуманизации и демократизации обучения. Основными направлениями организации обучения, снимающего противоречивость индивидуальной формы присвоения знаний и общественного способа его существования, являются использование активной жизненной позиции обучающихся, при которой познание проявляется в формировании познавательного интереса, желания и стремления мыслить. Одной из важнейших обязанностей является развитие у дошкольников познавательного интереса. Благодаря всему вышесказанному, изучение интереса, характера его развития является важным направлением педагогических трудов, которые призваны создать увеличение течения воспитания дошкольников [13].
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста ..7
1.1. Проблемы изучения развития познавательного интереса дошкольников в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. 15
1.3. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса к детской книге у детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по первой главе 34
Глава 2. Опытно поисковая работа по изучению особенности организации процесса развития познавательного интереса у дошкольников в условии ДОО
2.1. Выявление исходного уровня развития познавательного интереса детской книге у детей старшего дошкольного возраста……………………….
2.2. Разработка проекта «...» направленного на развитие познавательного интереса к детской книге у детей старшего дошкольного возраста………….
Вывод по второй главе…
Заключение
Список литературы…
Приложение……
Список использованной литературы
1. Алексеева А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом / А. Алексеева // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал : основан в 1928 году / Ред. Т.И. Гризик, Е.Ю. Агарева. – 2007. – №2 2007. – с. 72-80. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : [Текст] : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Изд. центр "Академия", 1997. - 399, [1] с.; 21 см. - (Педагогическое образование).; ISBN 5-7695-0106-5 - Текст: непосредственный.
3. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе и детском чтении / В. Г. Белинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 199 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09224-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456113
4. Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе [Текст] / С. Болотская, Т.Сквирер // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 150-153. - Текст: непосредственный.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология"] / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с. : 4 л. ил.; 22 см.; ISBN В пер. (В пер.) : 80 к. - Текст: непосредственный.
6. Веракса Н.В. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 108, [2] с. : ил., портр.; 23 см. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).; ISBN 978-5-86775-643-7- Текст: непосредственный.
7. Веракса Н.В. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008 (Красногорск (Моск. обл.) : Первый полиграфический комбинат). - 71 с.; 24 см. - (Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду").; ISBN 978-5-86775-367-2- Текст: непосредственный.
8. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Балалиева, О. В. Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса / О. В. Балалиева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2434/
9. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 199, [1] с. : табл.; 20 см. - (Дошкольное воспитание и развитие).; ISBN 978-5-8112-3453-0- Текст: непосредственный.
10. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. – Москва-Ленинград : Государственное учебно-педагогическое издательство // Умственное развитие детей в процессе обучения : сборник статей / Л.С. Выготский. – Москва-Ленинград: ГУПИ, 1935. – С. 20-32. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=79862 - Текст: непосредственный.
11. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи...: [Методика приобщений детей к чтению] / Гриценко З.А. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 174 с.; 22 см.; ISBN 5-8252-0032-0- Текст: непосредственный
12. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников [Текст] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З. А. Гриценко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Изд. центр "Академия", 2012. - 346, [1] с.; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Педагогическое образование).; ISBN 978-5-7695-8709-2 (в пер.) - Текст: непосредственный.
13. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: "Русский язык и литература", "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования", "Педагогика и методика начального образования" / З. А. Гриценко. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 312, [1] с.; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-5597-8 (В пер.) - Текст: непосредственный.
14. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. / З. А. Гриценко. - 2013. № 6. С. 6-13. Учредители: Эдисьон Пресс ISSN: 2220-9700- Текст: непосредственный.
15. Гриценко З.И. Ребенок и книга [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, А. И. Логинова, В. И. Пирадова. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 1999. - 127 с.; 21 см. - (Библиотека программы "Детство").; ISBN 5-89814-027-1- Текст: непосредственный.
16.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И., Ребенок и книга : Пособие для воспитателя дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; Под ред. В. И. Логиновой. - 2-е изд. - СПб. : Акцидент, 1996. - 127 с.; 21 см. - (Библиотека программы "Детство").; ISBN 5-88375-019-2 : Б. ц. - Текст: непосредственный.
17. Гурович Л.М. Ребенок и книга : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1992. - 62,[1] с.; 26 см.; ISBN 5-09-003257-2 : Б. ц. - Текст: непосредственный.
18. Денисова С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - С. 30-32. - Текст: непосредственный.
19.Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Детство" [Текст] / [О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина и др. ; научные редакторы программы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. - 344 с.; 22 см. - (Разработано в соответствии с ФГОС).; ISBN 978-5-906797-74-2 : 1500 экз. - Текст: непосредственный.
20. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество : Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2005 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 142 с.; ISBN 5-09-014473-7 (в обл.) - Текст: непосредственный.
21. Истоки [Текст] : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Т. И. Алиева и др. ; отв. ред. Л. Е. Курнешова]. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ТЦ "Сфера", 2013. - 319 с. : ил., табл.; 24 см.; ISBN 978-5-9949-0411-4 (в пер.) - Текст: непосредственный.
22. Капринскае Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] : Ранний и дошкольный возраст / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1972. - 151 с.; 20 см. - Текст: непосредственный.
23. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практ. работников ДОУ / [Авт.-сост. Киселева Л. С. [и др.]. - М. : АРКТИ, 2003 (Домодедово : ДПК). - 94, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Развитие и воспитание дошкольника).; ISBN 5-89415-262-3 (в обл.) - Текст: непосредственный.
24. Куликовских Н. Увлечь книгой [Текст] / Н. Куликовских // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 5. - С. 33-40 . - ISSN 0012-561X- Текст: непосредственный.
25. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа [Текст] : для занятий с детьми 6-7 лет : [0+] / Т. С. Комарова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016. - 103, [5] с., [4] л. цв. ил. : ил.; 24 см. - (Соответствует ФГОС) (Библиотека программы "От рождения до школы". Современный образовательный стандарт).; ISBN 978-5-4315-0459-4 : 7000 экз. - Текст: непосредственный.
26. Климова С., Марченко Н. Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте / С. Климова, Н. Марченко, Ю. Чичиланова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / Ред. Т.И. Гризик, Е.Ю. Агарева. – 2014. – №7 2014. – С. 32-36. ISBN отсутствует- Текст: непосредственный.
27. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа : учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 1998. - 300 с. : ил., табл.; 23 см.; ISBN 5-89814-013-1- Текст: непосредственный.
28. Кузьменкова Е.И. Воспитание будущего читателя : лит.-худож. развитие детей 3-5 лет / Елена Кузьменкова, Галина Рысина. - М. : Чистые пруды, 2005 (Рамен. тип.). - 30 с.; 21 см. - (Библиотечка "Первое сентября". Серия "Дошкольное образование"; Вып. 4/2005).; ISBN 5-9667-0068-0- Текст: непосредственный.
29. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном : [Перевод] / Д. С. Лихачев. - М. : Прогресс, 1992. - 237,[1] с.; 17 см.; ISBN 5-01-003019-5 : Б. ц. - Текст: непосредственный.
30. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.; 26 см. - (Большая психологическая энциклопедия).; ISBN 978-5-17-055693-9 (АСТ) - Текст: непосредственный.
31. Миронова Н.Н. Как научить ребенка любить литературу?/ Н.Н.Миронова // Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С. 117-121. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Воспитание дошкольника" ISSN: 0012-561X- Текст: непосредственный.
32. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст]. - Москва : Знание, 1979. - 47 с. : ил.; 19 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология". № 2). - Текст: непосредственный.
33. Мухина В.С. Возрастная психология : Учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина; Ин-т "Открытое о-во". - М. : Изд. центр "Академия", 1997. - 430,[1] с.; 21 см. - (Открытая книга-открытое сознание-открытое общество).; ISBN 5-7695-0146-4 (В пер.) : Беспл. - Текст: непосредственный.
34. Ножкина Т., Прусова Н., Пивоварова И. Общая психология: учебное пособие[Электронный ресурс].URL:https://books.google.ru/books?isbn=5457776891
35. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 352 с. - Текст: непосредственный.
36. Петунин О.В. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]. - Москва : Педагогика, 1971. - 351 с.; 21 см. ISSN: 1609-4646- Текст: непосредственный.
37. Приобщение детей к художественной литературе : программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2005 (Чехов (Моск. обл.) : Чеховский полиграфкомбинат). - 67 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).; ISBN 5-86775-342-5- Текст: непосредственный.
38.Прудовская С.Н. Книжкины затеи : о том, что можно делать с книгой малышам / Светлана Прудовская. - Москва : Чистые пруды, 2007. - 30 с. : ил.; 21 см. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Дошкольное образование"; Вып. 2(14)).; ISBN 978-5-9667-0285-4- Текст: непосредственный.
39.Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон]. - Москва : Просвещение, 2010. - 111 с.; 22 см.; ISBN 978-5-09-020581-8- Текст: непосредственный.
40. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705, [7] с. : ил.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-459-01141-8- Текст: непосредственный.
41.Руденко Т., Мелик-Пашаева М. Ступеньки к творчеству : (Худож. развитие ребенка в семье) / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - [2-е изд.]. - М. : Журн. "Искусство в шк.", 1995. - 142,[2] с. : ил.; 20 см. - (Библиотечка журнала "Искусство в школе"; ISSN 0869-4966). - Текст: непосредственный.
42.Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой [Текст] : методическое пособие / Л. В. Рыжова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. - 153, [2] с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-89814-695-5- Текст: непосредственный.
43.Соболева А.Е. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст [Текст] : пособие для учителей начальных классов / О. В. Соболева. - Москва : Баласс, 2013. - 141 с. : табл.; 26 см. - (Методическая библиотека учителя начальных классов) (Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательная система "Школа 2100).; ISBN 978-5-85939-786-0- Текст: непосредственный.
44. Соболева А.Е. Емельянова Е.Н. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога. / А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова. - Москва [и др.] : Питер, 2009. - 94 с. : ил., табл.; 21 см. - (Детскому психологу).; ISBN 978-5-388-00098-9- Текст: непосредственный.
45.Сокольская Л.В. Материнское чтение : научно-практическое пособие / Л. В. Сокольская. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. - 80 с.; 20 см. - (Серия "Библиотекарь и время. XXI век" : 100 выпусков; № 54).; ISBN 5-85129-175-3
46.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1998. - 282 с. : ил.; 21 см. - (Педагогическое образование).; ISBN 5-7695-0183-9- Текст: непосредственный.
47.Тимофеева И.Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти : Энцикл. для родителей по рук. дет. чтением / И.Н. Тимофеева; Рос. нац. б-ка. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2000. - 511 с. : ил., портр.; 22 см.; ISBN 5-8192-0098-5- Текст: непосредственный.
48.Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: сборник статей: [в 2 ч.] / И. И. Тихомирова. - Москва: Русская шк. библ. ассоц., 2009-. - 20 см. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека. Серия 1; Вып. 3-4).; ISBN 978-5-91540-028-2- Текст: непосредственный.
49.Токмаков В.Л., Токмакова И.П. Вместе почитаем, вместе поиграем / Ирина Токмакова, Василий Токмаков. - [М.] : Олма-Пресс, [1999]. - 139, [3] с.: цв. ил.; 29 см. - (Учебники для мамы).; ISBN 5-224-00644-9- Текст: непосредственный.
50.Тюнников Ю.В. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31-39. - (Воспитание и обучение) . - ISSN 0012-561Х- Текст: непосредственный.
51.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой [Текст] : конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - Москва : Сфера, 1998. - 222 с. : ил.; 21 см. - (Серия "Вместе с детьми").; ISBN 5-89144-021-0- Текст: непосредственный.
52.Ушакова О.С.. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи [Текст] : [занятия, игры, методические рекомендации, мониторинг] : методическое пособие : программа развития речи дошкольников / О. С. Ушакова ; Российская акад. образования, Ин-т психолого-пед. проблем детства. - Москва : Творческий центр "Сфера", 2011. - 287, [1] с.; 21 см. - (Развиваем речь).; ISBN 978-5-9949-0465-7- Текст: непосредственный.
53.Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : [Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ] / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - Москва : Просвещение, 1977. - 239 с.; 22 см. - Текст: непосредственный.
54.Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=649157 55.Формирование у дошкольников интереса к чтению [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/27/formirovanieudoshkolnikov-interesa-k-chteniyu
56.ЧудиноваВ.П. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде / Чудинова В. П. [и др.]. - М. : Шк. б-ка, 2004 (Ульяновск : ОГУП Обл. тип. Печатный двор). - 335 с. : ил., табл.; 20 см. - ("Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря" : Прил. к журн. "Шк. б-ка"; Сер. 1, вып. 3-4).; ISBN 5-902300-25-8 - Текст: непосредственный.
57.Шатрова С.А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 11. С. 22-25. - Текст: непосредственный.
58.Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.
М.: Мозаика-Синтез, 2012. 112 с. - Текст: непосредственный.
59.Щукина Г.И. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений : [для занятий с детьми 3-7 лет] / О. А. Шиян. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016. - 110, [1] с. : ил.; 24 см. - (Библиотека программы "От рождения до школы". Современный образовательный стандарт) (Соответствует ФГОС).; ISBN 978-5-4315-0829-5: 7000 экз. - Текст: непосредственный.
60.ЩукинаГ.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]. - Москва : Педагогика, 1971. - 351 с.; 21 см. - Текст: непосредственный.
61.Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для пед. училищ по спец. № 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и № 2002 "Дошк. воспитание" / [Написано: В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохиным, Т.А. Ильиной и др.] ; Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - Москва : Просвещение, 1978. - 416 с.; 22 см. - Текст: непосредственный.
Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к обучению в школе. Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Организация познавательных действий должна опираться на уже развитые у ребенка потребности, прежде всего на его потребность в общении с взрослыми – одобрение действий, поступков, суждений, мнений. Потребность старшего дошкольника в познании велика, поэтому педагогам и необходимо создавать условия для развития его познавательного интереса. Приоритетность метода проектов в системе дошкольного образования заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, метод проектов должен способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.