Формирование образного мышления учащихся в дополнительном художественном образовании (на примере живописи индустриального пейзажа)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования исходит из подробного анализа ее компонентов с целью внедрения в художественное образование инновационных методов, которые способствуют формированию образного мышления учащихся, а как следствие, развитию и становлению гармонично развитой личности для современного общества.
Детские школы искусств и художественные школы — это начальный этап в системе дополнительного художественного образования, где закладываются академические основы изобразительной грамоты и мастерства, а также раскрывается художественный потенциал ребенка и зарождается начало его творческого пути в сфере изобразительного искусства. В такой области как искусство наличие креативности, разнообразия творческих идей, воображения и мышления, а в особенности образного, являются основой и фундаментом для воплощения и создания художественного произведения.
Исследуя тенденции современного обучения, можно заключить, что проблема развития образного мышления учащихся в новых условиях инновационного и цифровизированного образования является в наши дни одной из важных, решение которой имеет большое значение для воспитания творческой личности. Тематика исследования на научно-теоретическом уровне исходит из необходимости научного осмысления, методологического и теоретического обоснования возможностей предмета «Живопись» в формировании образного мышления детей 13-14 лет, в уточнении возрастных возможностей детей и конкретизации умений в овладении данным жанром живописи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ………………………………...…15
1.1. Образное мышление – чувственное познание окружающей пространственной среды………………………………………………………...15
1.2. Перспективы развития образного мышления в условиях дополнительного художественного образования……….……………………..24
1.3. Живопись индустриального пейзажа как средство формирования образного мышления учащихся .……………………………………………….29
Выводы по главе I………………………………………….…………………….35
ГЛАВА II. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА.………………………………………...37
2.1. Выявление исходного уровня развития образного мышления учащихся и педагогических условий процесса обучения…………………….37
2.2. Экспериментальная апробация методики формирования образного мышления учащихся средствами живописи индустриального пейзажа ……48
2.3. Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента по формированию образного мышления обучающихся в условиях дополнительного образования……………………………………..…………...59
Выводы по главе II……………………………………………..…………...…...67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………..79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………......82
Список используемой литературы:
1. Балашова, И.Б. Индустриальная тема в творчестве Александра Пантелеева. – Вологда, 2010, Аксёнова, М. Искусство: энциклопедия. М.: Астрель, 2010. - 590 с.
2. Бессилина Н.Н, Гребёнкина Н.А. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн обучения / Н.Н. Бессилина, Н.А. Гребёнкина, М.В. Евстратова [и др.]; под общей редакцией А.В. Конобеева. — М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2020. — 48 с.
3. Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. №125. URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/rаzvitiе-hudоzhеstvеnnо-оbrаznоgо-mуshlеniуа-shkоlnikоv-4-5klаssоv (дата обращения: 12.10.2021).
4. Брутова, М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А. Брутова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.
5. Ван Ян, Катханова Ю.Ф. Формирование дизайнерского мышления в школьной практике обучения // Преподаватель ХХI век. 2019. №3-1. URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/fоrmirоvаniе-dizауnеrskоgо-mуshlеniуа-v-shkоlnоу-рrаktikе-оbuсhеniуа (дата обращения: 01.02.2022).
6. Ветрогонский, В.А.: Эстамп. Рис. Акварель. Литогр. Линограв.: Альбом. СПб.: Стройиздат-СПб., 2001. - 159 с.: ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 153. - ISBN 5-87897-089-9
7. Волков, Н.Н. Цвет в живописи, М. Искусство, 1965. - 246 с.
8. Голубева О. Л. «Основы композиции. Учебное пособие»: Изобразительное искусство; Москва; 2015
9. Граб М.В. Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи //дипл. работа, ИПиП, 44.03.01/Граб Маргарита Викторовна.-Тюмень., 2013- 86 с.
10. Грабарь И.Э., История русского искусства в 13 томах 16 книгах. Т. 10 и 11. Под общей редакцией Грабаря И.Э., Лазарева В.Н., Кеменова В.С., Москва, изд. Академии Наук СССР.-1953.
11. Грибакин Н. В. Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2000 194 с. РГБ ОД, 61:01-13/273-4
12. Дедкова А.Р. «Индустриальный пейзаж и особенности его развития в творчестве художников Челябинска». – Челябинск: ЮУрГУ, СГ-525, 87 с., 2020.
13. Ивенс, Р.М. Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964.
14. Катханова, Ю. Ф. Анимация в развитии творческого мышления обучающихся / Ю. Ф. Катханова, А. И. Корыгин // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее : сборник статей ХХХI Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 10 декабря 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 61-64.
15. Катханова Юлия Федоровна, Дун Юэ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ // Право и практика. 2017. №3. URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/tvоrсhеskое-mуshlеniе-hudоzhnikа-реdаgоgа-kаk-оsnоvа-gаrmоniсhnоgо-tsvеtоvоsрriуаtiуа (дата обращения: 13.10.2021).
16. Катханова, Ю. Ф. Когнитивные процессы в художественно-образовательной среде / Ю. Ф. Катханова, Л. В. Кульцова // Интерактивная наука. – 2019. – № 5(39). – С. 29-31. – DОI 10.21661/r-496961.
17. Катханова, Ю. Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности: монография / Ю. Ф. Катханова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – 140 с.
18. Катханова Юлия Федоровна, Корзинова Елена Игоревна, Игнатьев Сергей Евгеньевич Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №4 (228). URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/vizuаlizаtsiуа-uсhеbnоу-infоrmаtsii-kаk-реdаgоgiсhеskауа-рrоblеmа (дата обращения: 01.11.2021).
19. Катханова, Ю. Ф. Цифровизация в подготовке художника-педагога / Ю. Ф. Катханова, Т. С. Северова // Искусство и культура сегодня: новое осмысление в новой эпохе. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 4-29. – DОI 10.46916/18102021-2-978-5-00174-340-8.
20. Крымов, Н.П. Николай Петрович Крымов - художник и педагог. Статьи, воспоминания [Текст] / Н.П. Крымов. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 224 с; ил. - С. 37.
21. Кухтинова А. П. Формирование наглядно-образного мышления на уроках математики в пятом классе на примере использования программной среды "1С: Математический конструктор". С. 74 // ВАК Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования.- 2018.-73-79 с.
22. Левчик Л. Д., Мирончук Е. Л. Услышать цвет или перспективы кинестетико-дизайна // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: сб. фак. ИЗО и НР МГОУ. – 2016. – № 2. – С. 75–76.
23. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. / под общ. ред. Б.В. Леграна и А.M. Эфроса. – М.-Л.: АСАDЕMIА, 1935. Т. 1.
24. Малый энциклопедический словарь: в 4 т. Т. 3 / Репринт. воспр. изд. Брокгауза-Ефрона. М.: Терра-Тегга, 1994.
25. Пашкин С.Б., Кверевкина Д.Г. Психические познавательные процессы в условиях служебной деятельности /ВИ(ИТ). – 2013. - 59 с.
26. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
27. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. - М.: Издательство Советская энциклопедия, 1986. - 880 с.
28. Радугина А. Л. Психология и педагогика: учеб. пос. для вузов. - 2-изд. испр. и допол. - М.: Центр, 2002. - 252 с.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 487 с.
30. Стургис А. Все о живописи. - М.: БММ АО, 2002. - 272 с.
31. Суздалев П. О жанрах живописи. - журнал «Творчество», 1964, № 2, 3.
32. Тугендхольд, Я.А. Смотр искусства // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. – М.: Советский художник, 1987. - С. 202.
33. Фёдоров-Давыдов, А.А. Русский пейзаж ХVIII - начала ХIХ в.: книга. М., 1953. - 348 с.
На втором, формирующем этапе исследования, был разработан и апробирован комплекс занятий по освоению особенностей и изучению основ изображения индустриального пейзажа в живописи, как средство формирования образного мышления обучающихся, с целью улучшить, дополнить, приобрести и заполнить пробелы ранее изученного материала новыми знаниями. Планируемым результатом проведения данного комплекса мероприятий является повышение уровня образного мышления у учащихся ДХШ младшего подросткового возраста посредством выполнения живописной работы с изображением индустриального пейзажа города Череповца. Комплекс мероприятий по формированию у учащихся младшего подросткового уровня образного мышления был проведен в полном объеме, отклонений от плана не имелось. Рассмотрим, как отразилось использование выбранной методики в практической части учебного процесса учащихся 3 класса художественной школы. Учебный процесс был разделен на теоретический и практический блок. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и всевозможные материалы, занимательные для учеников не повторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы - вот что помогает не допустить в ученическую изобразительную деятельность однообразие и скуку, а гарантирует живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Поэтому в рамках эксперимента практической части было решено создать живописную работу с изображением индустриального пейзажа города Череповца.