Изучение тревожности у дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире дети очень часто сталкиваются с такими проблемами как тревожность. Иследователи во всем мире берутся за изучение этой проблемы. Проводя анализ различных исследований можно рассмотреть и выделить разнообразные факторы проявления тревожности удетей, например врожденная тревожность (психодинамическая) и компонент социализации. Иными словами причины напряжённости скрываются не только в естественных, но и в социальных аспектах становления психики ребенка.
Учеными было подмечено, что тревожность обладает, как правило, выраженной спецификой, зависящей от возраста ребенка. Она (особенность) выявляется в ее формах, компенсации, содержании, истоках. В любом возрасте есть аспекты, всевозможные обьекты реальности, некие установленные сфере, которые могут вызывать увеличение выраженности беспокойства у большенства детей. И это не влияет от наличия истиной угрозы или раздражительности как непоколебимого положения. Как пример нельзя сказать, что весьма многие дети общеобразовательного возраста боятся полутьмы, разнообразных волшебных персонажей, а так же воображаемых чудовищ. Как правило, к тревожности имеют предласположенность дети обоих полов, но, как заметили специалисты, мальчики в возрасте 3-7 лет тревожатся больше девочек. В возрасте 9-11 лет это соотношение выравнивается. К 12 годам у девочек уpовень тревожности быстро увеличивается.
При выборе темы курсовой работы обращалось внимание на актуальность данной проблемы. Она обусловлена важностью изыскания причин, аспектов развития и становления степени раздражительности у детей 3-7 возраста. Рассмотрению теоретических и практических проблем диагностики раздражительности. Крайне важно исследовать у дошколят тревожность, особенно на фоне трудностей эмоционального и личностного формирования малышей, а также сохранения самочувствия ребят.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретический анализ проблем иследования тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….5
1.1 Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе..……………5
1.2 Причины возникновиния тревожности у детей дошкольного возраста……...8
Глава 2 Иследование проявления тревожности удетей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...13
2.1. Методы и методики исследования, авторы, требования, инструкция, условия проведения………………………………………………………………...13
2.2 Анализ результатов исследовани……………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………...21
Список используемой литературы
1. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – 2-е изд.СПБ : Питер, 2004. – 224 с.
2. Бердникова, А.П. Откуда берутся тревожные дети? Что делать с детской тревожностью? / [Текст] А.П. Бердникова. – М. : Просвещение, 2000.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968.
4. Бреслав, Г.В. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение [Текст] / Г.В. Бреслав. – М : Педагогика, 1960.
5. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. – М : Педагогика, 1986. – 120 с.
6. Костина, Л.П. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.П. Костина. – СПб : Питер, 2009. – 198 с.
7. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова. – Ставрополь, 2014. – 198 с.
8. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможность её снижения у детей / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 1988. – № №2. – С. 15
9. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 688 с.
10. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М. : Воронеж, 2008. – 304с.
11. Лаврентьева, Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Т.В. Лаврентьева. – М : Новая школа, 1996.
12. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина // Дошкольное воспитание. – 1996. – №4. – С. 11-14.
13. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. – М.: Педагогика, 2005. – 208 с
14. Стрик, О.О. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей»/ О.О. Стрик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210413. – Дата доступа: 2021.
15. Тэммл, Р. Тест тревожности / Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. – М., 1992.
16. Уронтаева, Г.А. Дошкольная психология/ Г.А. Уронтаева, М. Дорки, В. Амен. – М : Академия, 1997. – 384 с.
17. Филипчук, Г. Знаете ли вы своего ребенка/ Г. Филипчук, М. Дорки, В. Амен. – М : Прогресс, 2006. – 64 с.
18. Ханин, Ю.А. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности [Текст]/ Ю.А. Ханин // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 45-53
19. Шапарь, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. – М. : Владос, 2010. – 246 с.
20. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст]/ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб. : Изд-во Питер, 1999. – 362 с
21. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, М. Дорки, В. Амен. – СПб : Питер, 1999. – 362 с.
«Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог». [10]
«Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д». [1]