Использование инструментов стратегического менеджмента в антикризисном управлении организацией
Введение
Актуальность темы исследования. В современной экономике всё чаще неудачи разного масштаба, будь то трудности небольшой фирмы или предприятия регионального уровня, связывают с кризисом. В теории и на практике много внимания уделяется антикризисному управлению как мерам, необходимым для анализа причин негативных показателей предприятия и выработке и реализации плана «выздоровления». Чаще всего антикризисное управление основано на уже имеющих место, в первую очередь, финансовых трудностях рассматриваемого предприятия. Также много внимания уделяется профилактике банкротства. Опять же уже на фоне явных признаков имеющегося кризиса в деятельности организации.
В условиях высокой вероятности кризиса, сопутствующей практический всем компаниям России, решающее значение приобретает своевременная диагностика состояния организации, выявление ресурсов противодействия кризису и мер реагирования на возможные негативные тенденции. В этих условиях важно применение методов стратегического менеджмента как инструментов контроля деятельности предприятия и своевременного реагирования на кризисы.
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы антикризисного управления 6
1.1 Понятие и функции антикризисного управления 6
1.2 Стратегические подходы к управлению предприятием в кризисных условиях 11
2 Анализ деятельности предприятия АО «Вектор-Бест-Амур» 15
2.1 Характеристика деятельности предприятия 15
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 20
3 Анализ рисков возникновения кризиса на предприятии, мероприятия по преодолению кризисных ситуаций 35
3.1 Диагностика рисков предприятия, оценка вероятности банкротства 35
3.2 Рекомендации по использованию инструментов стратегического менеджмента в управлении организацией 37
Заключение 40
Библиографический список 42
Список использованных источников
1. Альтман, Н.Н. Финансовые вложения в персонал: насколько они оправдываются // Экономика и жизнь, 2017. №2. С 34-41.
2. Андреева, А. А. Виды и элементы стратегии развития предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2016. № 20. С.131-138.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2016. 422 с.
4. Аполински А.В. Методы формирования инновационной стратегии развития экономики предприятия // Вестник ИНЖЭКОНа, 2017. № 1. С.298
5. Афанасьева, Л.А. Формирование продуктовой стратегии предприятия // Вестник БУПК, 2017. № 2. С.236-242.
6. Бабурин, В.А. Инновационные подходы в разработке антикризисных стратегий сервисных предприятий в условиях финансовых ограничений // Проблемы современной экономики, 2018. № 2. С.304-308.
7. Базаров Т.Ю. Антикризисное управление. М.: Академгородок, 2017. 192 с.
8. Баширов И. Р. Организационная уникальность как фактор формирования стратегии предприятия // Международный научно-исследовательский журнал, 2018. № 33 (34). С.9-11.
9. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия. М.: Эльга, 2016. 720 с.
10. Большаков А.С. Стратегический менеджмент – на пути к успеху бизнеса. СПб.: Питер, 2016. 224 с.
11. Большакова Т.С. Ресурсный потенциал организации. Практические аспекты управления // Экономист, 2016. № 1(51). С. 14-16.
12. Бурмистрова Е. В. Адаптационный период работника в организации. Все об адаптации и не только. М.: Норма, 2018. 142 с.
13. Бутонова Н. В. Антикризисное управление. СПб.: ИД Петро, 2018. 169 с.
14. Веретенникова О.Б. Финансы предприятий. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2017.83с.
15. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Наука, 2015. 296 с.
16. Виханский О.С. Менеджмент. М.: Инфра-М,2015. 189 с.
17. Воробьёв А.Д. Управление персоналом – основы стратегии компании // Управленческое решение, 2017. № 3. С. 32-34.
18. Вялков А.И. Необходимо внедрять новые модели управления в соответствии с новыми реалиями // Экономист, 2017. № 1(51). С. 5-11.
19. Габуева Л.А. Бизнес план: от модели к эффективности. М.: Азбука, 2017. 147 с.
20. Жемчугов А.М. Цель предприятия, организация и управление по достижению цели // Проблемы экономики и менеджмента, 2018. № 5. С. 204-208.
21. Жемчугов А.М. Эффективное предприятие. Его активы и стратегия // Проблемы экономики и менеджмента, 2018.№ 1. С. 88-91.
22. Запорожцева Л.А. Устойчивое развитие предприятия с учетом антикризисной стратегии // Социально-экономические явления и процессы,2018. № 10. С. 47-54
23. Грязнов С. А. Теории и модели антикризисного управления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-2. – С.192.
24. Медвецкий А. В. Некоммерческий маркетинг - как инструмент, обеспечивающий устойчивость коммерческих организаций // Скиф. 2021. №3 (55). – С.68.
25. Турдиматова П. М. Роль антикризисного управления в повышении уровня социально-экономического развития региона // Вестник ТГУПБП. 2020. №3 (84). – С.81.
26. Шматко А. Д. Развитие отечественной промышленности как инструмент преодоления кризиса // Управленческое консультирование. 2021. №9 (153). – С.26.
В целом по итогам диагностики состояния предприятия сделаны следующие выводы. АО «Вектор-Бест-Амур» является филиалом АО «Вектор-Бест», компании - производителя наборов реагентов для лабораторной диагностики. Компания выпускает более 600 наименований продукции для иммуноферментного анализа, real-time ПЦР и клинической биохимии. В целом деятельность предприятия эффективна. В результате проведения РЕSТ-анализа выявлено, что наибольшее влияние на предприятие имеют социально экономические факторы, такой как «Снижение востребованности медицинских услуг» – оценка 0,63 и технологические факторы, такой как «развитие информационных технологий в медицине», оценка 0,41. Воздействие данных факторов может нести кризисные угрозы для развития предприятия. Однако, данные факторы также несут в себе и возможности для развития. РЕSТ-анализ компании показал, что трендом является повышение качества производимых медицинских изделий и материалов, снижение издержек и повышение доступности продукции, развитие информационных технологий в медицине в том числе в продвижении.