Музейная педагогика как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках Окружающего мира

Скачать курсовую работу, в которой изучается музейная педагогика как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках Окружающего мира
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
01.10.2023
Объем файла
102 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день социуму необходимы личности, обладающие нестандартным, нешаблонным мышлением, способные самостоятельно решать поставленные цели и современные технологические средства.
Исходя из этого, задаче ФГОС второго поколения выступает подготовка личности, готовой к самостоятельному развитию. Главным компонентом подготовки нового поколения учеников выступает система УУД (универсальных учебных действий), которая раскрывает пути становления умения учиться.
Новый стандарт начального образования наряду с предметными, также выделяет личностные и метапредметные результаты. Цель существующего в данный момент образования – научить школьников самостоятельно добывать знания и успешно применять их на практике. Указанная цель достигается посредством формирования УУД. 
«Составляющие блока познавательных УУД развивают активность учеников при освоении нового материала, их логическое мышление, умение правильно определять проблемную ситуацию и искать пути её разрешения. В условиях стремительного увеличения и обновления информации познавательные универсальные учебные действия становятся важнейшим компонентом ФГОС нового поколения и обеспечивают образование ключевых компетенций младших школьников» [14].

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 5

1.1. Анализ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в теории (структура, компоненты) 5

1.2. Возрастной контекст формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников 9

1.3. Возможности образовательных программ по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников 13

1.4. Обзор методов и методик диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников 14

Выводы по первой главе 15

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 17

2.1. Характеристика процесса формирования познавательных учебных действий младших школьников в МБОУ «Школа №6» г. Муравленко 17

2.2. Модель, методы и методики, соответствующие диагностическому обследованию 20

2.3. Констатирующий эксперимент 21

2.4. Теоретическое описание модели формирующего эксперимента 24

Выводы по второй главе 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учебное пособие / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. – М.: Просвещение, 2010. – 150 с. 

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с

3. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий //  http://elibrary.ru .

4. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе [Текст]: методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.

5. Германова, Н.С. Ознакомление детей с экспонатами краеведческого музея / Н.С. Германова. – М.: Союз, 2008. – 192 с. 

6. Горев, П.М. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения [Текст]: учебно-методическое пособие. – Киров: МЦИТО, 2015. – 275 с. 

7. Долженко Г.П. Экскурсионное дело [Текст]: учебное пособие для бакалавров и магистров / Г.П. Долженко. Изд. 4-е, испр. и доп. – Ростов н. / Д: Феникс, 2012. – 308 с. 

8. Дядинчук, Т.Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников [Электронный ресурс] / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 95-97. Режим доступа https://moluch.ru/archive/63/9781/

9. Лиштван, З.В. Внеурочная деятельность начальной школы/ З.В. Лиштван. - М.: Прогресс, 2010. – 214 с.

10. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 2012. – 523с.

11. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. - М.: АРКТИ. – 2005.- 217 с.

12. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. Организация и техникаА.И. Михайловская. - М.: Союз, 2007. – 112 с.

13. Никифоров С.В., Покатилова И.В. Мир саха народное искусство = Саха эйгэтэ норуот айымньыта. – Якутск: Бичик, 2014. – 240 с. 

14. Нуйкина И.И._Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «'Окружающий мир» через проектную деятельность// http://elibrary.ru.

15. Паймерова М.С. Развитие познавательных и коммуникативных умений младших школьников на уроках окружающего мира средствами групповой работы // http://elibrary.ru.

16. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека./ В.А. Сухомлинский. – М.: АСТ, 2009. - 236 с.

17. Формирование познавательных учебных действий младших школьников // http://elibrary.ru.

В ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредствам использования музейной педагогики на уроках окружающего мира. Целью опытно-экспериментальной работы являлось определение эффективности комплекса мероприятий по использованию элементов музейной педагогики при изучении дисциплины «Окружающий мир». Для выявления уровня развития познавательных УУД младших школьников была выбрана методика «Выделение существенных признаков» С.Я. Рубинштейна [13]. После ее проведения на констатирующем этапе исследования было выявлено, что большинство младших школьников имеют средний и низкий уровень развития познавательных универсальных учебных действий. Значительная часть младших школьников нуждается в применение новых методов, направленных на повышение уровня развития познавательных универсальных учебных действий.