Методические подходы к проведению занятий в центре дополнительного образования
Введение.
По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.
Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего речь идет о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждениях во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях, и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Понятие и характеристика учреждений дополнительного образования
1. Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции……………………………………………………………………………5
2. Классификация учреждений дополнительного образования, их характеристика…………………………………………………………………...10
3. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций…………………………………………………...13
Глава II. Осуществление воспитательного процесса на примере детского оздоровительного лагеря
1. Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере…………………………………………………………16
2. Апробация программы развития организаторских способностей в детском оздоровительном лагере…………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Список литературы.
1.Азбука форм воспитательной работы: Справочник/ З.В. Артёменко, Ж.Е. Завадская- Минск: Новое знание, 2018. - 315 с.
2.Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. - 2019. - №7. С. 50.
3.Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции, г. Минск. - Мн., 2013. -С. 194-196.
4.Антипова Н.Ю. Детский оздоровительно-образовательный лагерь - среда саморазвития личности подростка // Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях ВУЗа. Улан-Удэ, 2015. - С. 218-223.
5.Антипова Н.Ю. Детский временный коллектив в условиях летнего загородного лагеря: понятие, специфика, стадии развития // Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях ВУЗа. Улан-Удэ, 2014. - С. 58-60.
6.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник. - 2017. - №9. - с. 6-8.
7.Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Ярославль: Академия развития, 2019. - 256 с.
8.Батаршев А.В. Диагностика способностей к общению. СПб.: Питер, 2016. - 176 с.
9.Беляева Л.A. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха // Доп. образование и воспитание. 2017. - №4 - С. 12.
10.Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - М.: Инфра-М, 2018. - 132 с.
11.Беляева Н.М. Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н.М. Беляева. - №3. - С. 16-22.
12.Бруднов А.А. Внешкольное дополнительное образование - насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников - 2016. - №3-4.
13.Бруднов А.А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. // Воспитание школьников. - 2015. - №2. - С. 16-17.
14.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. - 2018. - №3. - С. 21-23.
15.Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся / Вежевич Т.Е. Улан-Удэ: Бэлиг, 2015. - 172 с.
16.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря/ Под ред. М.Е. Сысоевой. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2014. - 120 с.
17.Возрастные особенности детей. Методы работы с детьми разных возрастов / Информационный Портал "Детский Оздоровительный Лагерь" - всё о детских загородных лагерях. - www.dolager.ru - 2011.
18.Гинзбург Ф.В. Детский загородный лагерь / Гинзбург Ф.В., Гинзбург Ю.Ф. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 158 с.
19.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 2018. - 238 с.
20.Детский оздоровительный лагерь: Опыт успешной практики управления и маркетинга в сфере отдыха, оздоровления детей/ М.: МОО "Содействие детскому отдыху", 2017. - 60 с.
21.Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. - Волгоград: Учитель, 2017. - 166 с.
22.Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи). // Внешкольник. - 2015. - №3.
23.Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2014. - 220 с.
24.Загородный летний детский лагерь / С.А. Шмаков // Летний детский отдых / под ред. Г.Л. Шереш. - Мозырь: Содействие, 2018. - с. 20-24.
25.Карасева Н.А. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений / Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова. - Мн.: "Беларусь", 2014. - 243 с.
26.Куприянов Б.В. Как сохранить учреждения дополнительного образования детей? / Электронный ресурс. Режим доступа: #"justify">27.Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. - М., 2016.
В работе была сделана попытка выявить и проанализировать особенности развития организаторских способностей детей подросткового возраста. Следует отметить, что в решении этой проблемы может помочь работа социального педагога на базе детского оздоровительного лагеря, которая направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей. Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции. Воспитательные системы детских оздоровительных лагерей находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день детские оздоровительные лагеря играют все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем, требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития.