Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры (на примере МАДОУ № 3 г. Верхотурье)

Скачать дипломную работу, в которой исследуется развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры (на примере МАДОУ № 3 г. Верхотурье)
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.09.2023
Объем файла
365 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы данной  выпускной квалификационной работы состоит в том, что в сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию коммуникативных способностей. Формирование и дальнейшее развитие коммуникативных  способностей является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности ребенка  адаптироваться к обучению в школе.
Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально- коммуникативное развитие» [1]. Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста …………………. 8

1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста ……….......................... 8

1.2 Анализ содержания понятия «коммуникативные способности» детей дошкольного возраста  в свете  научной психолого-педагогической литературы…………………………………………………………………. 14

1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей  у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации………………………………………………….. 23

Глава 2.  Опытно-поисковая работа  по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры на примере МАДОУ «Детский сад №3» г.Верхотурье Свердловской области ……………………………….  30

2.1  Анализ деятельности МАДОУ «Детский сад №3» г. Верхотурье по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..  30

2.2  Описание методов исследования и результатов первичной диагностики развития коммуникативных способностей  у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………

2.3 Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей  у детей старшего дошкольного возраста  37

Заключение…………………………………………………….………................ 51

Библиографический список………………………………………….. 54

Список использованной литературы и источников

Нормативно-правовая база:

1. ФЗ «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации) -  М.: Аис Пресс,2018

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») М.: Аис Пресс, 2018

3. Программа «От рождения до школы» (под ред. Вераксы),М.,2018

4. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» Утв. Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ 17.06.03. – М: Аис Пресс, 2018                                                  

Основная литература

5. Андреев   В.    И.    Педагогика    творческого    саморазвития    / В. И. Андреев. – М.: Казанский университет, 2019

6. Бухарова И. С. Диагностика и развитие коммуникативных  способностей детей   дошкольного возраста:  учеб.-метод. / И. С. Бухарова. – М.: Юрайт, 2019

7. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М.: Педагогика, 2019

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский – М.: Просвещение, 2016

9. Гоми Т. Истории: альбом для развития креативности / Т. Гоми; пер.с англ.Т. Беляевой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018

10. Давыдов В. В.   Российская   педагогическая   энциклопедия   / В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993

11. Дружинин В. Н. Психолоия: учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2018

12. Дьяченко   О.    М.    Развитие    коммуникаций дошкольника     / О. М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2017

13. Ильенков Э. В. О сюжетно-ролевой игре в дшкольной организации. М.: Арт, 2018

14. Казакова Т. Г. Актуальные проблемы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста / Т. Г. Казакова. – М.: МПГУ, 2019

15. Коджаспирова      Г.       М.       Педагогический       словарь       / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2016

16. Коваленко С., Кременская М., Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста, СПб.: Детство-Пресс, 2011.-96с

17. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду, М.:Скрипторий 2018

18. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем: книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И. А. Лыкова. М.: Сфера, 2017

19. Лябов В. Я. Методика проведения сюжетно-ролевых игр. Саратов, 2020

20. Мелик-Пашаев А. А. Современная дошкольная организация / А. А. Мелик- Пашаев. – М.: Бином, 2019

21. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 2017

22. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Издательство  «ГНОМ и Д»,2019 

Источники из интернета

23. Бодалев А.А. Психология дошкольника. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast (дата обращения: 17.02.2022).

24. Коммуникативные навыки и сюжетно-ролевая игра [Электронный ресурс]. — Режим доступа: tps://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/plastilinografiya-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 17.02.2022).

24.    Развиваем коммуникативные навыки детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://practic.childpsy.ru (дата обращения: 22.02.2022).

25.   Психологические исследования по вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  https://psyfactor.org (дата обращения: 25.02.2022).

Высокий показатель сформированности коммуникативных умений предполагает умение детей вежливо обращаться к взрослым, спокойно выражать свое желание, просьбу. Ребенок всегда разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Здоровается и прощается, называет по имени и отчеству. К среднему показателю относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию взрослого. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу.