Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры (на примере МАДОУ № 3 г. Верхотурье)
Введение
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что в сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию коммуникативных способностей. Формирование и дальнейшее развитие коммуникативных способностей является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности ребенка адаптироваться к обучению в школе.
Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально- коммуникативное развитие» [1]. Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно – оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста …………………. 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста ……….......................... 8
1.2 Анализ содержания понятия «коммуникативные способности» детей дошкольного возраста в свете научной психолого-педагогической литературы…………………………………………………………………. 14
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации………………………………………………….. 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры на примере МАДОУ «Детский сад №3» г.Верхотурье Свердловской области ………………………………. 30
2.1 Анализ деятельности МАДОУ «Детский сад №3» г. Верхотурье по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….. 30
2.2 Описание методов исследования и результатов первичной диагностики развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………
2.3 Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста 37
Заключение…………………………………………………….………................ 51
Библиографический список………………………………………….. 54
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовая база:
1. ФЗ «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации) - М.: Аис Пресс,2018
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») М.: Аис Пресс, 2018
3. Программа «От рождения до школы» (под ред. Вераксы),М.,2018
4. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» Утв. Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ 17.06.03. – М: Аис Пресс, 2018
Основная литература
5. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – М.: Казанский университет, 2019
6. Бухарова И. С. Диагностика и развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста: учеб.-метод. / И. С. Бухарова. – М.: Юрайт, 2019
7. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М.: Педагогика, 2019
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский – М.: Просвещение, 2016
9. Гоми Т. Истории: альбом для развития креативности / Т. Гоми; пер.с англ.Т. Беляевой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018
10. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия / В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993
11. Дружинин В. Н. Психолоия: учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2018
12. Дьяченко О. М. Развитие коммуникаций дошкольника / О. М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2017
13. Ильенков Э. В. О сюжетно-ролевой игре в дшкольной организации. М.: Арт, 2018
14. Казакова Т. Г. Актуальные проблемы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста / Т. Г. Казакова. – М.: МПГУ, 2019
15. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2016
16. Коваленко С., Кременская М., Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста, СПб.: Детство-Пресс, 2011.-96с
17. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду, М.:Скрипторий 2018
18. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем: книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И. А. Лыкова. М.: Сфера, 2017
19. Лябов В. Я. Методика проведения сюжетно-ролевых игр. Саратов, 2020
20. Мелик-Пашаев А. А. Современная дошкольная организация / А. А. Мелик- Пашаев. – М.: Бином, 2019
21. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 2017
22. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2019
Источники из интернета
23. Бодалев А.А. Психология дошкольника. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast (дата обращения: 17.02.2022).
24. Коммуникативные навыки и сюжетно-ролевая игра [Электронный ресурс]. — Режим доступа: tps://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/plastilinografiya-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 17.02.2022).
24. Развиваем коммуникативные навыки детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://practic.childpsy.ru (дата обращения: 22.02.2022).
25. Психологические исследования по вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psyfactor.org (дата обращения: 25.02.2022).
Высокий показатель сформированности коммуникативных умений предполагает умение детей вежливо обращаться к взрослым, спокойно выражать свое желание, просьбу. Ребенок всегда разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Здоровается и прощается, называет по имени и отчеству. К среднему показателю относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию взрослого. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу.