Развитие познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение в специальной коррекционной школе VIII вида

Скачать дипломную работу, в которой исследуется развитие познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение в специальной коррекционной школе VIII вида
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.09.2023
Объем файла
414 Кб
Количество страниц
95
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В интенсивных и напряженных условиях современной жизни человек часто подвергается вредным воздействиям окружающей среды, которые вызывают временные либо стойкие отличия в психофизическом формировании детей. Большие достижения науки и техники, растущий поток информаций, стремительный темп технократического развития общества, наблюдающиеся во многих государствах, устанавливают перед народом серьезные проблемы. Не всегда быстро и адекватно мы можем адаптироваться к этим переменам. Это создает условия для появления ряда нарушений в нервной системе, в особенности остро эти нарушения выражены у подрастающего поколения, характеризующиеся в неустойчивости познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Итоги психолого-педагогических изучений различных категорий детей и подростков, обладающих различный уровень отклонений в общем форировании и девиаций в поведении, свидетельствуют об увеличении количества детей со школьной дезадаптацией, входящих в группу риска, что требует анализа причин и условий дезадаптационных процессов, поиска наиболее действенных средств предупреждения и преодоления этого явления.
Нарушение интеллекта – это нарушение нормального темпа психологического формирования, в следствии чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу игровых интересов. Первые обобщения клинических данных с задержкой психического развития и общие рекомендации по организации коррекционной деятельностью с ними в поддержку педагогу были предоставленны Т.А.Власовой и М.С.Певзнер.

Содержание                                         

Введение 3-8

ГЛАВА I Теоретические аспекты развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

1.1 Клинико-психологические  характеристики     с     нарушением интеллекта… 9-27

1.2 Влияние предметно-практической деятельности  на коррекцию познавательных процессов детей с нарушением интеллекта 28-43

1.3 Особенности организации занятий по труду в целях коррекции познавательных процессов детей с нарушением интеллекта. 44-53

Выводы по первой главе……………………………………………….54-55

ГЛАВА   II   Опытно-исследовательская работа по использованию продуктивного вида деятельности в целях развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2.1 Общая характеристика проведения опытно-исследовательской работы по исследованию познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 56-61

2.2 Система коррекционно-развивающих занятий по формированию познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на занятиях трудового обучения 62-82

2.3 Результаты опытно-иследовательской работы по развитию познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 83-89

Выводы по второй главе…………………………………………………90

Заключение 91-93

Список используемой литературы 94-98

Список литературы

1. Васенков Г.В., Меньшов А.Б. Компьютер на уроке труда в специальной (коррекционной) школе // Дефектология. - 2016. С. 57- 61.

2. Васенков Г.В., Патракеев В.Г., Щербакова А.М. Компьютерный тренажер для обучения и контроля знаний учащихся: Практическое руководство. - М.: Академия, 2015. - 178 с.

3. Васенков Г.В. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений // Коррекционная педагогика. - 2015. - № 2. - С. 13-18.

4. Васенков Г.В. Технология обучения профессионально-трудовым навыкам учащихся коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика. - 2016. - № 2. - С. 5-15.

5. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта // Дефектология. - 2015. - № 3. - С. 60-66.

6. Виноградова А.Д., Липецкая Е.И, Матасов Ю.Т., Ушакова И.П. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учебное пособие./ Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с.

8. Вересотская К.И. Узнавание предметов и познание их пространственных свойств и отношений.// Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: Сборник научных трудов./ Под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 2015. - 343 с.

9. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2015. - 300 

10. Груздева М.В., Евтушенко И.В. Модель подготовки к профессиональной деятельности обучающихся со сложным дефектом, оставшихся без попечения родителей, в условиях Северо-Запада России (на примере Мурманской области) // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 77 - 85.

11. Девяткова Т.А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Дефектология. - 2016. - № 3. - С. 72-

12 Демор Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе: Учебное пособие. - Пер. с англ. М.: Просвещение, 2017. - 371 с.

13 Доброва А.Д. Очерк истории советской, дефектологии (1917- 1929): Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - М., 1952. - 80 с.

14 Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2018. - 216 с.

15 Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Левченко И.Ю., Никольская И.А., Новикова И.М., Ткачева В.В., Волковская Т.Н. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2015. - 200

16 Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей//Особые дети в обществе: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015 г. - М.,2015. с68

17 Журавлев Б.А. Столярное дело: Учебное пособие для учащихся 1- 4классов вспомогательной школы. - М. Просвещение, 2017с244 с.

18 Замский X.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: Монография - М: НПО «Образование», 2017 - 400 с.

19 Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 2016. - № 4. - с3-

20 Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Учебное пособие. - М.: Владос, 2016. - 290с.

21 Л.С.Выготский. Диагностика развития и клиника трудного детства. М., 1936, стр.30.

22 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – М., 1989.

23 Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и коррекция / Под.ред.проф.  У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. – 304с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

24 Асеев В. Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1984. – 320 с.

25 Астапов  В. М.  Введение  в  дефектологию  с  основами  нейро-  и  патопсихологии.  - М., 1994. – 325 с.

26 Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие для студентов и слушателей спец. факультетов. - М., 1985. – 218 с.

27 Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие/ под ред. Цветковой Л.С. - М., 2001. – 300 с.

28 Бехтера Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - Л., 1971. – 271 с.

29    Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2./ Под ред. Петровского А. В. – М.: Педагогика, 1979. – 400 с. 

30 Блонский П. П. Педология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.

31 Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.

32 Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка // Вопросы психологии 1983г. №2.

33 Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х т., – СПб.: Изд-во Ленинградсткого университета, Т. 3. 1981. – 325 с.

34 Возрастная и педагогическая психология: тексты./Под ред. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Московского университета, 1992. – 272 с.

35 Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Академия, 1994. – 296 с.

36 Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Академия, 1994. – 296 с.

37 Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

38 Вулдридж Д. Механизмы мозга. – М.: Мир, 1965. – 344 с.

39 Выготский Л.С. Психология – М.:ЭКСМО-Пресс,2000-1008с.    

40 Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.2 е изд., ипср. и доп.-М., 1973-421с.

41 Власова Т.А.,  Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения  у детей с нарушением интеллекта// Дефектология.1975 №5

42 Богданова Т.Г., Корнилова Т.В.  Диагностика познавательной сферы ребенка.-М: Роспедагенство,1994-68с

43 Выготский Л.С. Умственно отсталый ребёнок.- .М., 1956-290с.

44 Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

45 Детская практическая психология./Под. ред. Богдана Н.Н.-Владивосток:Изд-во ВГУЭС,2003-116с.

46 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 319 с.

47 Дети с нарушением интеллекта/ Под ред. Т.В. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.-М., 1984-210 с.  

48 Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. - М., 2001. – 267 с.

49 Жидкина Т.С., Кузьмина И.Н. етодика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы.- М.: Академия, 2005 -192с.

50 Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Наука, 1984. – 220 с.

51 Исследование особенностей прогностической деятельности /сост.: Л. И.Переслени, В. Л. Подобед, Л. Ф. Чупров. – Абакан., 1990. – 317 с.

52 Корнева В.Д. Эти загадочные малыши. - Ярославль., 1999. – 200 с.

53 Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

54 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

55 Макланов А.Г. Общая психология. - СПб., 2001. – 206 с.

56 Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. - М., 2005. – 284 с.

57 Никишина В.Б. Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие для студ. высших. учебн. завед. - М., 2004. – 310 с.

58 Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 1997. – 688 с.

59 Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя - дефектолога. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003. – 528с.

60 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер,2001 288с.

61 Холодная М.А. Общие вопросы психологии.- СПб.: Питер 2002- 272с.

62 Хомская Е.Д. Нейропсихология. –М.,2002-350с. 

Ребята группы № 2 имеют средний уровень развития. Они, как правило, легко устанавливают контакт, но он носит нестабильный характер (из-за возникающих трудностей при выполнении предложенного задания, недостаточной работоспособности). Интерес к заданиям нестойкий, пропадающий из-за неудач, низкой работоспособности, недостаточной концентрации внимания. Большее предпочтение отдают заданиям невербального характера. Задания вербального характера выполняют с меньшим интересом, но доводят до конца. Как правило, эмоционально напряжены во время обследования. Очень отзывчивы на похвалу, одобрение — в этом случае отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий. В случае неудач, как правило, теряют интерес к заданию либо начинают хаотически перебирать варианты, сохраняя стремление довести задание до конца. Характер общения ситуативно-деловой; коммуникативная функция речи снижена. Внимание истощается к концу выполнения задания, концентрация зависит от интереса к заданию. Не все задания могут выполнять самостоятельно, требуется организующая или разъясняющая помощь, реже наглядно-действенная. Активность и целенаправленность снижаются при усложнении задания, из-за пониженной работоспособности, недостаточной концентрации внимания. Комментируют действия речевыми высказываниями. Темп деятельности умеренный, нередко медленный, отмечается неравномерная динамика. Характерно нарушение зрительно- моторной координации. Отмечается шаблонность при решении наглядно-образных задач. Испытывают трудность в передаче скрытого смысла изображенного на картинках сюжета. При составлении рассказа нужна стимулирующая помощь. Отмечаются аграмматизмы в речи. Нередки деликатные нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Прослеживаются ошибки при исключении 4-го лишнего предмета, обобщение могут даваться с опорой на латентные признаки. Отмечаются негрубые нарушения целостности и константности восприятия. Недостаточно критичны.