Теоретико-прикладные аспекты изучения технологий формирования туристического имиджа города Санкт-Петербурга
ВВЕДЕНИЕ
Туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Успешное развитие туризма оказывает влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Таким образом, создание развитой туристской индустрии имеет большое значение и как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики России. В современном мире туризм выступает как сложное многогранное социальное явление. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий социально-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Сам термин «туризм» должен восприниматься обществом как благо для страны, для территории, где он развит, поскольку главная его функция - оживление жизни в регионах, востребованность большого количества рабочих рук в сфере услуг, перспектива социально-экономического развития для целого ряда территорий. Вопросы регионального и территориального имиджа, проблемы формирования туристического имиджа города, в последние несколько лет стали предметом внимания правительства РФ, руководителей региональных и муниципальных органов власти, ученых, политтехнологов, специалистов, практиков туриндустрии, разработчиков брендов. Об этом свидетельствуют утвержденные правительством РФ документы, программы развития российских городов, материалы научно-практических конференций, публикации в печатных и электронных СМИ, посвященные актуальным вопросам продвижения территории и повышения ее экономического и социально-культурного статуса. Актуальность темы изучения технологий формирования туристического имиджа города связана и с высоким потенциалом привлечения дополнительных финансовых источников, увеличением турпотока, расширением выбора туристских услуг региона.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ИМИДЖА ГОРОДА 6
1.1 Понятие туристического имиджа города и его составляющие 6
1.2 Технологии формирования туристического имиджа города 16
1.3 Зарубежный опыт формирования туристического имиджа города 24
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ИМИДЖА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 36
2.1 Общая характеристика развития туристической отрасли города Санкт-Петербурга 36
2.2 Оценка туристического имиджа города Санкт-Петербурга 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч I и II. – М.: Норма, 2014.
3. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.10.1996) (в ред. 02.07.2021 №352-ФЗ)// Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, №49, ст. 5491.
4. Алексеевский В.С. Введение в Российский менеджмент. – М.: Манускрипт, 2017. – 238 с.
5. Алешина И. Формирование имиджа города // Маркетинг. – 2019. – №1. – С.50- 54.
6. Алешина И. Паблик Рилейшнз в менеджменте и маркетинге // Маркетинг. – 2020 . – № 3. – С.108-111.
7. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации. – СПб.: Невский Фонд, 2018. – 82 c.
8. Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование имиджа города // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021. – №3. – С.24-28.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Питер, 2018. – 511 с.
10. Блажнов Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. – М.: Новое знание, 2019. – 512 с.
11. Блинов А. Роль внутреннего имиджа страны // Маркетинг. – 2021. – №4. – С.100-105.
12. Бове Аренс. Имидж и фирменный стиль // Современная реклама. – М.: Юнити, 2017. – 411 с.
13. Богданова С. Туризм, СМИ и государственный PR // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2019. – № 7. – С. 8-11.
14. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – М: Новое знание, 2020. – 365 с.
15. Бордюг Т. Туризм крепчает // Коммерсант Ъ. Власть. – 2020. – № 43. – С. 36-38.
16. Борисова Е. Турбизнес // Турбизнес. – 2019. – № 2. – С. 12-16.
17. Велединский В. Туристический рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2021. – № 4. – С. 10-11.
18. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 348 с.
19. Гай И.А. Современное состояние и перспективы развития индустрии туризма // Современный социально-политические технологии: смыслы и ценности: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 25-26 марта 2019 г. В 2ч. Ч.2. – Ижевск: УдГУ, 2019. – С. 76-81.
20. Гайсинцев С. Государство и туризм: игра по общим правилам // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2021. – № 6. – С. 6-7.
21. Горемыкин В.А. Энциклопедия бизнес-планов: Методика разработки реальных образцов бизнес-планов. – М.: Ось-89, 2018. – 189 с.
22. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2018. – 396 с.
23. Джанжагузова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. – М.: Академия, 2021. – 224 с.
24. Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира. – Смоленск: СГУ, 2018. – 223 с.
25. Доронин А. PR как зеркало успеха имиджа города // Туризм: Практика, проблемы, перспективы. – 2019. – № 4. – С. 48-49.
26. Жукова В.А. Опыт управления туристской индустрией в различных странах. – СПб.: СПбГУЭФ, 2018. – 219 с.
27. Журавлев В.В. Оценка инвестиционных проектов // Бухгалтерский учет. – 2018. – № 4. – С. 23-26.
28. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа города // Коммуникационный менеджмент. – 2019. – № 5. – С. 193.
29. Кашов В.Я. Инвестиции в туризме // Петербургский аналитик. – 2021. – № 1. – С. 31-34.
30. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – М.: Новое знание, 2019. – 432 с.
31. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 386 с.
32. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 671 с.
33. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. – СПб.: Нева, 2018. – 611 с.
34. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 645 с.
35. Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма // Управление персоналом. – 2021. – № 5. – С. 38-43.
36. Максименко С.В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты. – М.: Юрайт, 2018. – 174 с.
37. Маринин М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь. – 2019. – № 31. – С. 42.
38. Мескон М. X., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 2018. – 544 с.
39. Мильнер Б. Управление современным городом. – М.: Инфра-М, 2017. – 365 с.
40. Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований. – СПб.: СПбУЭФ, 2019. – 315 с.
41. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. – М.: Экспертное бюро, 2018. – 466 с.
42. Саранча М. А. Потенциал и организация развития туризма: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем. – Ижевск: Удмуртский университет, 2019. – 220 с.
43. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2018. –82 с.
44. Соболева Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 159 с.
45. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 285 с.
46. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. – М.; ЮРКНИГА, 2019. – 448 с.
47. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: КноРус, 2017. – 437 с.
48. Шахова В.А. Бизнес-планирование инвестиционных проектов. – М.: Инфра-М, 2018. – 437 с.
49. Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: ИКЦ «МарТ», 2017. – 352 с.
50. Шпилько С.Н., Шенгелия Н. О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации // Труды академии туризма. Вып. 1. СПб. –2019. – № 6. – С. 56-58.
51. Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 415 с.
52. Кулешова А. Н. Формирование положительного имиджа города // Молодой ученый. – 2019. – № 23 (261). – С. 209-211. – URL: https://moluch.ru/archive/261/60250/ (дата обращения: 10.02.2022).
53. Ченцова Е. П. Особенности формирования имиджа города // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 486-488. – URL: https://moluch.ru/archive/149/42316/ (дата обращения: 20.02.2022).
ГБУ «ГТИБ» обеспечивает функционирование 12 информационных офисов и павильонов. В рамках Программы подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N 233, был открыт мобильный туристско-информационный офис-прицеп, установлены 11 сенсорных терминалов на транспортных узлах Санкт-Петербурга: на железнодорожных вокзалах, в зоне прибытия аэропорта «Пулково», в пассажирском порту Санкт-Петербурга «Морской фасад». В высокий туристический сезон с мая по сентябрь работает мобильная информационная служба «Ask me SPb/Я знаю город». Для максимизации эффекта работы по всем перечисленным направлениям очень важно вести подготовку законодательных инициатив по снятию административных барьеров в развитии туризма. К ним относятся введение безвизового въезда иностранных граждан на территорию Санкт-Петербурга на срок до семи дней, упрощенные процедуры временного ввоза оборудования и экспонатов выставок и конференций, временного ввоза транспортных средств, включая некоммерческие плавсредства, пограничного и таможенного контроля, особенно на автомобильных переходах государственной границы Российской Федерации с Финляндией и Эстонией.