Коррекция письменной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных проблем школьного обучения является проблема логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Письмо служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи этим детям значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении письма. Таким образом, изучение нарушений письма у младших школьников и их преодоление являются актуальными. Цель исследования: изучение и выявление нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования: организация и содержание логопедических занятий по преодолению нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у младших школьников имеются особенности процесса письма, выявление которых позволит разработать направления, выделить этапы, определить приемы и технологии логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОТЬЮ
1.1. Формирование навыка письма в онтогенезе
1.2. Становление навыка письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Вывод по I главе
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Организация и содержание обследования особенностей письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.2. Результаты констатирующего эксперимента
2.3. Проект коррекционно-логопедической работы по коррекции письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
2. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 448 с.
3. Богатырева А. О. Проблемы дифференциации в коррекции фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями // Проблемы современного образования. – 2013. - № 2. – С. 168-175.
4. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
5. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М., 1989
6. Гладкая В.В. Методика проведения коррекционных занятий « Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении: учеб.-метод. пособие / В.В. Гладкая.- Мн.: Зорны Верасок, 2011.- 112с.
7. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: Академия, 2009.– 272 с.
8. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения / Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
9. Екжанова, Е.А., Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева //Дефектология. – 1999. - №6. – С. 25-35.
10. Елецкая О. В., Логинова Е. А. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1(12). С. - 42.
11. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 335 с.
12. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/844320/
13. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 171 c.
14. Копрова Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 103-108.
15. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0306/1-0306-1.shtml
16. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 208 с.
17. Куликова Н.С. К вопросу об особенностях нарушений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. – 2014. - № 10. – Том 4. – С. 119-123.
18. Ладошкина М.Н. Современные представления о дизорфографии у школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2014. - № 10. – Том 4. – С. 123-126.
19. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – М., 1988.
20. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 2009. – 244 с.
21. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 2 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. —С. 375–386.
22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.
23. Литвинова Г.В. Нейропсихологическое обоснование анализа нарушений письменной речи у младших школьников (гендерный аспект) // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2011. - № 2. – С. 66-71.
24. Логинова Е.А. Состояние лексико-грамматических компонентов речи у школьников с дизорфографией / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая // Логопедия. Научно-методический журнал. – СПб.: Издательский дом «Образование плюс», 2006. - №4(14). – С. 22-28.
25. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.Н. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. –М.: Владос, 2011. – 548 с.
26. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 191 с.
27. Лысюк О. Л. Игровые способы формирования предпосылок овладения навыком письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №3. С. - 77 - 79
28. Манерко Е.И., Черепкова Н.В. Профилактика нарушений письма и чтения у детей с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/27499.pdf
29. Материалы IV зональной конференции «Инновационное развитие образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://serpumc.ucoz.ru/Almanah/sbornik_iv_regionalnoj_konferencii.pdf / МОУДПО (ПК)С «Учебно-методический центр»- Серпухов: - 2014. – 314с.
30. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Нарушение письма у умственно отсталых младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7 (часть 2) – С. 321-325.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
32. Олигофренопедагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышва, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. - М. : Дрофа, 2009. - 400 с. - (Высшее педагогическое образование).
33. Романовская Т. Ф., Черепкова Н. В. Обучение письменной речи детей с нарушением интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 251–255. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86055.htm.
34. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0317/1-0317-1.shtml
35. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2004. – 402 с.
36. Терещенко Э.В., Юркевич М.И. Нейропсихологическое исследование речи младших школьников с трудностями в обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/27_NII_2013/Psihologia/6_146119.doc.htm
37. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под.ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. - 656 с: ил.
38. Турмаханова С.А., Сабит Д.Т. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/pdf/32667.pdf
39. Федотова Л.А., Павловцева О.Н. Комплексная коррекция нарушений речи детей // Логопедия: теория и практика: Сборник материалов 7 Всероссийской научно практической конференции с международным участием / Сост. Н.А. Белая. – Архангельск: Типография №2, 2015. – С.216-221.
40. Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения // Культурно-историческая психология. –2014. –Том 10. –№ 1. –С. 34–42.
41. Шиповалова О.С. Готовность к письму у умственно отсталых детей // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5 (часть 3) – С. 371-372.
Все игры и упражнения чередовались с самомассажем. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Целью разных видов массажа выступало: развитие движений пальцев рук, снятие мышечного напряжения, подготовка мелкой мускулатуры к дальнейшей работе. Начинался массаж с расслабления кистей рук, поглаживания: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладоней; массаж пальцев рук. Использовались такие виды массажа, как массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами; удерживать в определенном положении в правой и левой руке; массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями; один орех прокатывать между пальцами и др. Хороший эффект давало применение массажеров для рук, например, массаж щеткой «ежик»: с помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Использовались также мячики су-джок и разнообразные тактильные панели.