Формирование ответственности у младших школьников в проектной деятельности как психолога – педагогическая проблема

Скачать дипломную работу на тему "Формирование ответственности у младших школьников в проектной деятельности как психолога – педагогическая проблема" в которой проведено теоретическое описание психолого-педагогических аспектов ответственности младших школьников
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.09.2023
Объем файла
180 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Перемены во общественно-политической, общественной, финансовой концепции, изменение абсолютно всех областей социальной жизни, устанавливает пред нашим обществом новые проблемы, разрешение которых зависит от того, как школа и вся система образования в целом справляется с возложенными на нее обязанностями по воспитанию активной, ответственной, самостоятельной, творческой, высоконравственной личности. Поэтому особенно важно знать о таких чертах личности, которые приводят к развитию младшего школьника. В связи с этим особую значимость приобретают знания о таких личностных характеристиках, которые являются ведущими, определяющими развитие младшего школьника.
Несомненно, что в начальных классах младший школьник формируется личность. Поступление в первый класс означает изменение и расширение социокультурного мира первоклассника. Взаимоотношения между взрослыми и школьниками становятся более сложными, повышается уровень требований, предъявляемых к каждому ученику. 

Оглавление
Введение3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ7
1.1Сущность понятия «ответственность» в психолого-педагогической литературе7
1.2. Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте17
1.3 Проектная деятельность как средство формирования ответственности у детей младшего школьного возраста27
Выводы по 1 главе35
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ37
2.1. Методическая организация исследования37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента43
2.3. Методические рекомендации по развитию ответственности младших школьников50
Выводы по 2 главе58
Заключение60

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С .110-134;
2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989;
3. Абульханова-Славская К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблема исследования индивидуального сознания // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 4. - С. 27-40.;
4. Азбукина Елена Юрьевна, Михайлова Елена Николаевна, Основы специальной педагогики и психологии // ИНФА-М,№2, 2019. – с.355. Андреев Г.П. К столетию метода проектов / Школьные технологии. - 2015. - №4. - с.29-30.
6. Астемиров А.Ж. Ответственность как личностный результат образования по ФГОС в свете основных психологических концепций // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 7-12.;
7. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова М.: Просвещение, 1982. - 160 с.;
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1997. - 132 с.;
9. Большая психологическая энциклопедия. - М.:Эксмо,200. - 544с.;
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов: Издательство “Питер”, 2000. - 304 с.;
11. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
12. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. № 6. 2015. - с.44.
13. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016 -348 с.;
14. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 1979. - 9с.;
 

В различных определениях ответственность рассматривается через следующие понятия: деятельность (Е.С. Рапацевич, З.И. Тюмасеева), долг (А.Г. Спиркин), необходимость (B.C. Мухина), склонность (К. Муздыбаев), нравственность, терпение. 
По К. Муздыбаеву, «ответственность» - это способность личности выстраивать свое поведение, соответствующее нормам и правилам, принятым в данном обществе [40, с. 18]. 
Ответственность в понимании А.Г. Спиркина трактуется как отношение субъекта к общечеловеческим ценностям. Она направленна на сохранение, как отдельного человека, так и всего общества в целом [60, с. 293-300]. 
Е.C. Рапацевич под ответственностью подразумевает способность личности, которая заключается в осознании человеком соответствия результатов своей деятельности поставленным целям и нормам, правилам общества. Если результат деятельности соответствует общей цели и правилам, человек испытывает чувство удовлетворѐнности своей деятельностью. Когда соответствия нет, у человека проявляется угнетенное чувство за невыполненные им обязательства [49, с. 550]. 
З. И. Тюмасева под ответственностью понимает внутренний и внешний контроль над деятельностью, выступающий в разных формах и отражающий социальные, морально-правовые отношения к обществу, осуществляющиеся в выполнении норм и правил [66, с. 267]. 
В отечественной и зарубежной психологии наметились два основных подхода к изучению ответственности. Это исследование отдельных аспектов ответственности и исследование этого понятия как системного качества личности.