Развитие познавательной активности обучающихся с использованием игровых методов при обучении базовому курсу информатики
ВВЕДЕНИЕ
Информатика считается одним из наиболее трудных предметов в школе, поэтому одна из основных задач педагога, мотивировать обучающихся к исследуемой дисциплине, а также стимулировать их активную работу на протяжении всего урока. Поэтому, существенную роль в комплексе общевоспитательных задач преподавания информатики захватывает проблема развития познавательной активности. Чтобы привлечь внимание ребенка нужно, сначала, вовлечь его в активную работу, а с этой целью необходимо, чтобы интерес к изучаемой теме продолжался в протяжении всего урока. Заинтересованность к дисциплине, зависит от того, насколько интересно его преподносит педагог.
Над неувязкой развития познавательной активности учащихся школ, работали такие ученые, как М. Ф. Беляев, Г.И. Щукина, Я.И. Божович. Они убеждены в том, что развитие познавательного интереса ученика, связанно с его учением, когда главной целью является поэтапный переход с одной ступени знаний на другую. Среди зарубежных деятелей, высоко оценили
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOCВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…........
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
1.1 Различные подходы к определению понятия «познавательная активность...............................................................................................................
1.2 Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательной активности обучающихся…………………………………………………………………..…11
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
2.1 Рекомендации по разработке и проведению дидактических игр на уроке информатики……….…..………………………………………………...………19
2.2 Дидактические игры по информатике для обучающихся 6-7 классов………………………………………………………………….………...26
2.3 Фрагменты технологических карт уроков с применением дидактических игр, направленных на развитие познавательной активности обучающихся……………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….…...………………..................41
СПИСОК
Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. Ленинград, 2002. 243 с.
Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избран. психол. труды [Текст] / К.А. Абульханова // Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. – Москва – Воронеж: МОДЭК, 1990. 224 с.
Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // М.: Мысль, 1991. 299 с.
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. [Текст] / Б.Г. Ананьев // М., 1980.
Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин [Текст] // Медицина, 1975.
Батищев, Г.С. Деятельностная сущность человека в современной философии. [Текст] / Г.С. Батищев // М., 1990.
Басин, Ф.В. Проблема бессознательного [Текст] / Ф.В. Басин // М., Медицина, 1968.
Бешенков, С.А. Дидактические основы профильного обучения информатике [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук / С.А. Бешенков – М, 1993.
Богомолова, Е.В. Методика изучения способов интеграции информационных технологий в профильном курсе информатики гуманитарных классов средней школы [Текст]: дис. канд. пед. наук / Е.В. Богомолова. – М., 1999.
Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б. Богоявленская // М., 1981.
Бутова, Н.В. Содержание профильного курса информатики для средних профессиональных учебных заведений [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.В. Бутова. – Курск, 2002
Васенина, Е.А. Общение на уроке информатики [Текст] / Е.А. Васенина, С.М. Окулов // Информатика и образование. – 2004. – №8. – С. 12–18.
Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры: избран. психол. труды. [Текст] / Л.С. Выготский // Под ред. М.Г. Ярошевкого. – Москва-Воронеж: МОДЭК, 1996. 512 с.
Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания. /Джидарьян И.А./ Питер, 2000. -368 с.
Каган М.С. Философская теория ценностей. /Каган М.С./ ТОО ТК «Петрополис», М.: Наука 1997. 205 с.
Спивановская А. С. Игра-это серьезно.
Способы построения логических задач разнообразны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка.
Основной признак игры-загадки состоит в замысловатом описании, требующем расшифровки. Такое описание в основном оформляется в виде вопроса. Необходимость думать, сравнивать, догадываться, припоминать, – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность обучающихся формировать умение, рассуждать, обобщать, анализировать, а также делать умозаключения и выводы [12, с. 138].
Приведем пример игры-загадки, которую можно использовать на уроках информатики для обучающихся 6 класса:1. Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке -
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть … (Компьютерная мышь)
2. Чтобы мысль не потерять,
Нужно в файл всё записать,
А потом без всякой спешки
В папке сохранить на ... (флэшке)
Игры-беседы. Общение учителя с