Формирование опыта исследовательской деятельности у школьников на уроках биологии (химии)
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей общего образования в современном мире является направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся. Глобальные процессы неизбежно приводят к информатизации образования, вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности школьника. Это, в свою очередь, определяет перспективы создания всеобщей информационной образовательной среды, обеспечивающей большие возможности для образовательной деятельности, влияет на перераспределение ролей между ее участниками.
Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей.
Современный этап развития общества протекает в условиях сильной конкуренции.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ……………6
Психолого-педагогические основы формирования опыта исследовательской деятельности у школьников………………………6
Развитие исследовательских умений как компонента исследовательской деятельности………………………………….…..13
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ…………………………………………………..…28
2.1. Методика организации исследовательской деятельности обучающихся при изучении биологии……………………………………………….28
2.2. Анализ результатов организации исследовательской деятельности обучающихся при изучении биологии………………………..……..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…..50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анциферова, А.В. Ранневесенняя экскурсия с шестиклассниками [Текст] / А.В. Анциферова // Биология в школе: науч.теорет. и метод. журнал. –2002. – № 2. –с. 34-38.
Багоцкий, С.В. Еще раз об «Биологическом образовании» [Текст] / С.В. Багоцкий // Биология в школе: науч.теорет. и метод. журнал. –2006. –№ 7.
Баукина, Л.В. Исследовательский проект «Зимующие птицы» [Текст] / Л.В. Баукина // Биология в школе: науч.теорет. и метод. журнал. –2007. –№ 4. –с. 34-38.
Безух, К.Е. Активизация деятельности обучающихся при обучении биологии [Текст] / К.Е. Безух // Биология в школе: науч.теорет. и метод. журнал. –2007. –№ 2. –с. 41-45.
Белянина, Л. А. Экскурсия - одна из форм развития творческих способностей личности [Схема] / Л. А. Белянина, Н. Ю. Манькова // Биология в школе. - 2008. - № 2. - С. 44 - 49.
Белянина, Л.А. Психолого-педагогические основы личностно ориентированной методики биологической экскурсии [Текст] / Л.А. Белянина // Профильная школа. – 2008. - №3 (30). – С. 51-52.
Благосклонова, К.Н. Охрана и привлечение птиц [Текст] / К.Н. Благосклонова –М., 1972, 272 с.
Бобылева, Л.Д. Мониторинговые исследования обучающихся в природе [Текст] / Л.Д. Бобылева // Биология в школе: науч.–теорет. и метод. журнал. - 2006. -№ 3.
Бобылева, Л. Д. Игровая экология в школе [Текст] / Л.Д. Бобылева, Т.П. Мягких, О.В. Бобылева // Биология в школе: науч.–теорет. и метод. журнал. – 2002. -№ 6. - 54 – 60 с.
Боголюбов, А. С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников [Текст] / А.С. Боголюбов // Биология в школе: науч.теорет. и метод. журнал. – 1999. - № 3. - 41 – 46 с.
Богомолова, А.А. Организация проектной исследовательской деятельности обучающихся [Текст] / А.А. Богомолова // Биология в школе: науч.теорет. и метод. журнал. – 2006. -№ 5.
Боженова, Е.Ю. Практическая экология в школе [Текст], / Е.Ю. Боженова, Н.И. Кириченко, О.Е. Крючкова // Биология в школе: науч.теорет. и метод. журнал. – 2003. -№ 3.
Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.
Важную роль в овладении навыками исследовательской деятельности играет внеурочная деятельность. В классах старшего звена можно организовать научное общество по исследовательской деятельности. Здесь учащиеся включаются в научно-исследовательскую деятельность; приобретают исследовательские умения и навыки.
Научное общество учащихся проводит свою работу после уроков, имеет свою нормативную базу, план рабаты. Результатами работы научного общества могут быть конференции различного рода, участие в фестивалях, олимпиадах.
Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы и методы уроков.