Диагностические методы исследования цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

Скачать курсовую работу, в которой исследуется диагностические методы исследования цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.09.2023
Объем файла
94 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок воспринимает окружающую действительность не только через непосредственно, но и вербально: знакомство со всем цветовым спектром происходит одновременно с обозначением явлений и предметов. В работе с цветами дефектолог должен знать, что они способствуют осваивать ребенку новую информацию, понятие о цвете связано и с эмоциональными выражениями, поскольку иногда эмоции выражают не словом, а цветом, например, рисунком.  Следственно цвет играет важную роль как в образовании детской личности, так и в эстетическом воспитании ребенка. Недоразвитие цветовосприятия у дошкольников является серьезным препятствием в развитии личности детей в целом и зрительной деятельности, в частности.
В изучении сенсорного развития дошкольников в разных видах деятельности особую роль сыграли работы Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгера, А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой и др. Эти исследовали подчеркивали, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при разработке образа в рисунке или аппликации; подбирать цвета, их оттенки в изобразительной деятельности и выражать индивидуальное отношение к цвету. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Цветовосприятие в системе сенсоргого развития дошкольников 5

1.2. Психолого-педагогическая характерисика дошкольников с задержкой психического развития 8

1.3. Особенности зрительного восприятия дошкольников с задержкой психического развития 13

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИСЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22

2.1. Анализ примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для дошкольников с задержкой психического развития 22

2.2. Методы диагностики цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития 28

2.3. Анализ методов коррекции зрительного восприятия 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002. – 201 с.

2. Баландина Л. А. и др. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. Изд. 2-е. / Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. –286 с.

3. Березина Ю. Ю., Князева О. В. Методические основы формирования цветовосприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста. - URL: file:///C:/Users/Valery/Downloads/metodicheskie-osnovy-formirovaniyatsvetovospriyatiya-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta.pdf. (дата обращения: 03.11.2020).

4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. – № 1. – С. 23-31. 

5. Баряева, Л.Б. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева, Л.В. Лопатина. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.

6. Бордовская, Е.В. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметноразвивающей среде : программно-методический комплекс

7. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект) / Н.Ю. Борякова, 222 М.А. Касицына. – М. : В. Секачев; ИОИ, 2008. 

8. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. – М. : Альфа, 2003. 

9. Венгер Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 13. - С. 42 - 46.

10. Визер В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.

11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 540 с.

12. Гнайкова Н. В. Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ / Н. В. Гнайкова // Молодой ученый. - 2017. – № 11. 1. – С. 14-17. - URL https://moluch.ru/archive/145/40627/ (дата обращения: 03.11.2020).

13. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. –  М. : Академия, 2002. – 159 с.

14. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : метод. пособие / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 32 с.

15. Игнатьев Е.И. Восприятие цвета у детей школьного возраста при обучении рисованию / Е. И. Игнатьев // Вопросы психологии. - 1957. - №1. - С. 45–52.

16. Карасева А. В. Значение развития цветовосприятия дошкольников / Сборник статей по материалам научной конференции. 2017/ Территория науки / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 2015. – С. 688-691.

17. Киреенко В. Н. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 304 с.

18. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики психическкого развития / К. С. Лебединская. – М., 1982. – 193 с.

19. Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. – М.: Национальный книжный центр, 2013. - 151 с

20. Лубовский В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский. – М.: Академия, 2005. – 204 с.

21. Мамайчук И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. – Спб.: Речь, 2006. – 190 с.

22. Назарова Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 213 с.

23. Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 230 с.

24. Сакулина Н. П., Раева Л. А. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. - URL: http://www.edutower.ru/towems-292-3.html . (дата обращения: 03.11.2020).

25. Урунтаева Г. А.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

26. Усанова О. Н., Слепович Е. С. Специальная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. Н. Усанова. – М, 2008. - 395 с.

27. Ческидова И. Б. Воздействие цвета на организм человека как основа развития у детей эмоционально-чувственной сферы // Педагогическое образование в России / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – № 1. - https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=147 . (дата обращения: 03.11.2020).

28. Яковлева А. В. Изотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития / А. В. Яковлева, Т. Н. Смирнова. – М.: LAP, 2013. – 96 с.

29. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С.Г. Шевченко, Н.Н. Малофеев, А.О. Дробинская и др. ; под ред. С.Г. Шевченко. – М. : АРКТИ, 2001. 

Под ЗПР принято понимать минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Так же данный термин применяется к детям, длительно находящимся в условиях социальной депривации. Выделяют четыре варианта задержки психического развития: ЗПР конституционального генеза, ЗПР соматогенного генеза, ЗПР психогенного и ЗПР церебрально-органического генеза. Данное расстройство проявляется в низком уровне работоспособности из-за повышенной истощаемости, эмоционально - волевой незрелости, ограниченном запасе представлений об окружающем, бедности словарного запаса, несформированности познавательной деятельности, а также недостаточном уровне сформированности игровой деятельности. В работе по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР используются различные методы и приемы: игры, заучивание стихотворений, практическая работа с книжкой, работа с «сенсорными таблицами», работа с контурами и трафаретами, использование условной мерки, работа в тетради в клетку, штриховки, занятия по изодеятельности, прослушивание музыкальных произведений с  яркой  эмоциональной  окраской, использование записи звуков природы, рассматривание детьми пейзажной живописи и книжной графики, применение информационно-коммуникативных технологий (презентации); объяснительно-иллюстративный метод, метод вариантности впечатления, метод копирования; общепедагогические методы.