Эволюция теории организации как науки: основополагающие идеи, концепции, школы
ВВЕДЕНИЕ
Можно говорить о том, что дисциплина «теория организации» появилась вместе с обществом. Ведь так или иначе, все, что нас окружает, имеет определенную структуру, организованно и взаимодействует с другими субъектами и объектами, внешним миром. Любые запланированные или осуществленные действия человека, их непосредственные или опосредованные результаты выражают суть организации. Иными словами, при взаимодействии людей, в процессе общения, всегда есть «слушатель и рассказчик», «ведущий и ведомый», что говорит о наличии управленческих качеств у одного из фигурирующих лиц. То есть, это организованное взаимодействие, при котором кто-то всегда выступает в роли лидера, «управленца». Ещё древние философы полагали, что «причиной бедственного положения общества является отсутствие должного управления» [1, с 42]. Вопросом эффективного управления задавались многие мыслители. Аристотель был основоположником учения о домохозяйстве, в котором акцентировал внимание на необходимости разработки «господской науки, обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими» [2, с 105]. На данный момент грамотное управление – одна из важнейших задач для эффективного планирования и работы организаций. Потребность в квалифицированных специалистах данной отрасли на рынке труда велика в силу ряда факторов, таких как: мобилизация персонала, координация его работы, принятие оптимальных решений, контроль и стимулирование деятельности сотрудников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теория организации как наука 5
1.1 Понятие и сущность организации 5
1.2 Предметы и методы теории организации 7
1.3 Внутренняя и внешняя среда организации 12
2. Эволюция теории организации 15
2.1 Основополагающие концепции и школы 15
2.2 Развитие организационной культуры организации на примере компании «Asana» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко А.П., Сковиков А.К. Социология. – Ярославль.: «Экзамен», 2003. – 64 с.
2. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006. – 224 с.
3. Граждан В.Д. Теория управления. – М.: «Гардарики», 2004. – 416 с.
4. Демидова А.В. Теория организации: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. – 128 с.
5. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология. – М.: «Трикста», 2005. – 144 с.
6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Академический Проект: «Трикста», 2005. – 560 с.
7. Латфуллин, Г. Р. Теория организации : учебник для бакалавров / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 448 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2431-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425847 (дата обращения: 20.03.2022).
8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2003. – XVIII, 558 с.
9. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: «ИНФРА-М», 2003. – 128 с.
10. Ромашов О.В. Социология труда. – М.: «Гардарики», 2003. – 320с.
11. Теория организации: хрестоматия / пер. с англ.; под ред. Т. Н. Клёминой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. – 572 с.
12. Уорнер М. Классики менеджмента: энциклопедия. – СПб.: Питер, 2002. – 1160 с.
13. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: Центральный институт труда, 1991. – 122 с.
14. Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2019. – 352 c.
15. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 439 с.
Организационная культура представляет собой совокупность общих ценностей и норм поведения, известных, признаваемых и реализуемых всеми сотрудниками организации в своем поведении. Общий характер этих норм и ценностей позволяет отдельным сотрудникам и структурным подразделениям иметь и сохранять свои неповторимые индивидуальные культуры, не отказываясь от них совсем. Организационная культура не может заимствоваться или внедряться, поскольку в ней уникально отражается и сочетается половозрастной состав коллектива, отраслевая и географическая специфика, профессионально-квалификационная база, межличностные отношения, традиции и опыт, общие воспоминания и т. д. Основными элементами организационной культуры являются философия организации, базовые цели и кодекс поведения. [11, с. 89]. Основными направлениями управленческих усилий при формировании организационной культуры принято считать: сохранение относительно устойчивой структуры связей и постоянное совершенствование организации, управление поведением сотрудников через интересы, применение на всех уровнях управления единого стиля руководства, формирование идеологии организации, целенаправленная работа с персоналом (подбор и расстановка, профессиональная адаптация). Основные элементы организационной культуры должны быть доведены до каждого сотрудника организации, включены в систему личной мотивации. С этой целью руководители должны регулярно информировать коллектив о соблюдении основных положений культуры. Кроме основных элементов организационной культуры, выделяют также производные: поведенческие образцы (наставничество), правила делового общения, ритуалы делового и внеслужебного общения, мифология, язык, традиции, термины, форма обращения руководителей к подчиненным, тон, музей организации, знаки отличия, награды, стиль одежды и т. п. Типология организационной культуры зависит от выбираемых критериев. Одной из наиболее авторитетных является типология Г. Хофштеде, основанная на сочетаниях четырех факторных моделей ценностей: индивидуализм − коллективизм, большая − малая дистанция власти, маскулинизация − феминизация, сильное − слабое избежание неопределенности; на основе этих моделей впоследствии составляется «культурная карта» организации.