Cоциально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе

Скачать дипломную работу на тему "Социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе" в которой изучена проблема адаптации первоклассников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.09.2023
Объем файла
450 Кб
Количество страниц
144
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Исследованию младшего школьного возраста психологи уделяют достаточно много внимания, так как именно он особенно важен при формировании личности школьника, в нем закладывается потенциал дальнейшего развития ребенка. Потенциал дальнейшего роста личности закладывается именно в младшем школьном возрасте, так как от успешности прохождения этого этапа жизни зависит будущее ребёнка не только в школе, но и за её пределами. Именно в этот период могут появиться сложности и проблемы, известные как общие реалии современной школы: снижение показателей общесоматического здоровья детей, увеличение различного рода недоразвитий, снижение мотивации обучения, что в литературе отмечается как тенденции, характерные практически для всех школьников.
 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы социально-педагогического обеспечения адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе
1.1. Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе………………………………………………………9
1.2. Условия успешной адаптации первоклассников к обучению в школе……………………………………………………………………………..21
1.3. Возможности социально-педагогического обеспечения адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе……………………………………………………………………………..28
Выводы по 1 главе… ……………………………………………………….... 42
ГЛАВА 2. Социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе
2.1. Изучение уровня адаптированности учащихся первых классов к условиям обучения в школе………………………………………………….………...…...45
2.2. Программа социально-педагогического обеспечения адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе………………………….…..…56
2.3. Динамика результатов исследования по итогам реализации программы………………………………………………………………………..83
Выводы по 2 главе .................................................................................................91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….99
ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................103

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Абраменкова В.В. Социальная психология детства– М.: Просвещение, 2008. – 218 с.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000. – 324 с.
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. – М.: Просвещение, 2005. – 153с.
Ананьев Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. – М.: Наука, 2000. – 232 c.
Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. М.: Знание, 2007. – 180с.
Баданина Л. П. Адаптация первоклассника. – М.: Новая школа, 2007. – 98 с.
Балакирева Г.В. Развивающие занятия для младших школьников. – СПб.: Питер, 2008. – 70 с.
Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться? – Тула: Изд-во «Родничок», 2003. – 94 с.
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. – М.:Эксмо, 2009. – 464 с.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М.: Просвящение, 1991. –
116с.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Знание, 2007. – 145с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Академия, 2010. – 214 с.
Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М.: Логос, 2001. – 96 с.
Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Ювента, 2003. – 189 c.
Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? – М.: Ювента, 2001. – 94 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1007 с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 2001. – 976с.
Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 2004. – 198с.
Давыдов В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. – М.: Академия, 2005. – 311с.
Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. А. В. Дубровиной. – М., 1986. – Т. 1 (Учение Ж. Пиаже и психическое развитие ребёнка).
 

Было выявлено 22 первоклассников. Ребята, мотивированные на неудачу, обычно отличаются сверхответственных задач, могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них, в этих случаях, становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Результаты методики наглядно отражены на Рисунке 3.
Рис. 3 Результаты исследования по тесту «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан)
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в классе 56% детей диагностируется мотивация на успех (надежда на успех), а у 44% диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Подробные результаты можно посмотреть (см. Приложение 6.)
На основе результатов исследования по всем трем методикам мы разделили испытуемых на 2 группы (Таблица 4, 5, 6).
Таблица 4
Результаты исследования по анкете «Мое отношение к школе» (Н.Г.Лусканова)