Cоциально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе
Введение
Актуальность исследования. Исследованию младшего школьного возраста психологи уделяют достаточно много внимания, так как именно он особенно важен при формировании личности школьника, в нем закладывается потенциал дальнейшего развития ребенка. Потенциал дальнейшего роста личности закладывается именно в младшем школьном возрасте, так как от успешности прохождения этого этапа жизни зависит будущее ребёнка не только в школе, но и за её пределами. Именно в этот период могут появиться сложности и проблемы, известные как общие реалии современной школы: снижение показателей общесоматического здоровья детей, увеличение различного рода недоразвитий, снижение мотивации обучения, что в литературе отмечается как тенденции, характерные практически для всех школьников.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы социально-педагогического обеспечения адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе
1.1. Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе………………………………………………………9
1.2. Условия успешной адаптации первоклассников к обучению в школе……………………………………………………………………………..21
1.3. Возможности социально-педагогического обеспечения адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе……………………………………………………………………………..28
Выводы по 1 главе… ……………………………………………………….... 42
ГЛАВА 2. Социально-педагогическое обеспечение адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе
2.1. Изучение уровня адаптированности учащихся первых классов к условиям обучения в школе………………………………………………….………...…...45
2.2. Программа социально-педагогического обеспечения адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе………………………….…..…56
2.3. Динамика результатов исследования по итогам реализации программы………………………………………………………………………..83
Выводы по 2 главе .................................................................................................91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….99
ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Абраменкова В.В. Социальная психология детства– М.: Просвещение, 2008. – 218 с.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000. – 324 с.
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. – М.: Просвещение, 2005. – 153с.
Ананьев Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. – М.: Наука, 2000. – 232 c.
Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. М.: Знание, 2007. – 180с.
Баданина Л. П. Адаптация первоклассника. – М.: Новая школа, 2007. – 98 с.
Балакирева Г.В. Развивающие занятия для младших школьников. – СПб.: Питер, 2008. – 70 с.
Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться? – Тула: Изд-во «Родничок», 2003. – 94 с.
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. – М.:Эксмо, 2009. – 464 с.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М.: Просвящение, 1991. –
116с.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Знание, 2007. – 145с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Академия, 2010. – 214 с.
Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М.: Логос, 2001. – 96 с.
Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Ювента, 2003. – 189 c.
Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? – М.: Ювента, 2001. – 94 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1007 с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 2001. – 976с.
Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 2004. – 198с.
Давыдов В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. – М.: Академия, 2005. – 311с.
Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. А. В. Дубровиной. – М., 1986. – Т. 1 (Учение Ж. Пиаже и психическое развитие ребёнка).
Было выявлено 22 первоклассников. Ребята, мотивированные на неудачу, обычно отличаются сверхответственных задач, могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них, в этих случаях, становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Результаты методики наглядно отражены на Рисунке 3.
Рис. 3 Результаты исследования по тесту «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан)
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в классе 56% детей диагностируется мотивация на успех (надежда на успех), а у 44% диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Подробные результаты можно посмотреть (см. Приложение 6.)
На основе результатов исследования по всем трем методикам мы разделили испытуемых на 2 группы (Таблица 4, 5, 6).
Таблица 4
Результаты исследования по анкете «Мое отношение к школе» (Н.Г.Лусканова)