Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования физическое развитие очень важно, так как включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК ФОРМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ……………..….... 6
1.1. Роль утренней гимнастики в двигательном режиме дня дошкольника……………………………………………………..………6
1.2. Варианты проведения утренней гимнастики……………………..11
1.3. Условия проведения утренней гимнастики………………………15
Выводы по главе 1……………………………………………………...………..20
Глава 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ.…..21
2.1. Требования к составлению комплексов утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста………………………………………...21
2.2. Методика проведения утренней гимнастики в детском саду….24
2.3. Картотека комплексов утренней гимнастики (для разных возрастных групп) ……………………….……………………………..31
Выводы по главе 2……………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва : Эксмо, 2014. – 52 с. – Текст : непосредственный
Алябьева, Е. А. Нескучная гимнастика : тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет / Е. А. Алябьева. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2014. – 137 с. - ISBN 978-5-9949-0772-6. – Текст : непосредственный.
Анохина, И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни : методические рекомендации / И. А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2017. – 80 с. – Текст : непосредственный.
Вавилова, Е. Н. Учитесь бегать, прыгать, лазать, метать : пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. – Москва : Просвещение, 1983. – 144 с. – Текст : непосредственный.
Велиева, Э. Э. Гимнастика как средство формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Э. Э. Велиева // Человек- природа – общество. – 2017. - №3. – С. 80-84. – Текст : непосредственный.
Голубева, Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких : пособие для родителей и воспитателей / Л. Г. Голубева. — Москва: Мозаика-Синтез, 2016. - 72 с. – Текст : непосредственный.
Горелова, Л. Н. Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста / Л. Н. Горелова // Наука и образование. – 2020. - № 5. – С. 37-40. – Текст : непосредственный.
Заплатина, О. А. Утренняя гимнастика как средство физического воспитания и развития детей дошкольного возраста / О. А. Заплатина // Перспективные научные исследования. – 2017. - № 3. – С. 44-51. – Текст : непосредственный.
Калмыкова, А. С. Основы формирования здоровья детей : учебник / А. С. Калмыкова. – Москва : ГЭОТАР - Медиа, 2015. - 384 с. – Текст : непосредственный.
Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – Москва : Просвещение, 1985. – 272 с. – Текст : непосредственный.
И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять. Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:
Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины!
Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра). [14]
В таблице 1 представлены задачи утренней гимнастики в разных группах детского сада.
Таблица 1 - Задачи утренней гимнастики в разных группах детского сада
Область развития