Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами дидактической игры на уроках математики
Введение
В стандартах ФГОС НОО от 31 мая 2021 г. № 287 указывается на необходимость формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий. «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты, что помогает определить специфику урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой младший школьник не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Безусловно, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами дидактических игр
1.1. Особенности формирования познавательных УУД у младших школьников 3
1.2. Дидактическая математическая игра как область педагогического знания 5
Выводы 8
1.3. Этапы реализации проекта 9
Проектная часть 14
Глава 2. Методические основы применения дидактических игр в качестве средства формирования у младших школьников познавательных УУД на уроках математики 14
2.1. Требования к дидактической математической игре как средству формирования познавательных УУД 23
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы, анализ результатов
Выводы
Заключение
Библиографический список 27
Приложение
Список литературы
Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. 6-е издание, переработанное. - М.: Просвещение, 2018 г. - 53с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд; переб. - М.: Просвещение, 2010.-400с.- (Стандарты второго поколения).
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М: Просвещение, 2009.-120 с.
Основная литература
Асмолов А.Г., Карабонова О. А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Система заданий: пособия для учителя / А.Г Асмолов, О.А. Карабонова. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
Анисимова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / Е.В. Анисимова // Педагогический мир. - № 13. - 2015. - С. 21
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Белошистая, Анна Витальевна; А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2016.
Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. — М: Просвещение, 1964. – 184 с
Истомина, Н. Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач/ Н. Б. Истомина, Н. Б. Тихонова // Начальная школа. - 2011. - N 6. - С.30-34
Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. - 159 с
Коджаспирова Г.М. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для СПО / Коджаспирова, Галина Михайловна; Г.М. Коджаспирова. - М.: Юрайт, 2016.
Лазарева Л.И., Васильчук Г.Т. Формирование универсальных учебных дисциплин / Л.И. Лазарева, Г.Т. Весельчак // Начальная школа. - 2014. № 8. -23 с.
Мамонтова Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО [Текст]: пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012. - С.73-74.
Медведева Н.В. Формирование и развитие
Как и любая игра, дидактическая игра несет самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть, как индивидуальной, так и коллективной. Дидактическая игра является ценным средством воспитания активности детей, она стимулирует психические процессы, позволяет вызывать у учащихся интерес к процессу обучения. Именно в игре дети с охотой могут преодолевать значительные трудности, тренировать свои силы, развивать свои умения и способности. Игра поможет сделать любой учебный материал увлекательным, вызовет у учеников желание познания, создаст положительное настроение, облегчит процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.