Физическое воспитание детей дошкольного возраста: характеристика и особенности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Понятие “физическое воспитание” - о чем говорит уже сам термин - входит в общее понятие “воспитание” в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими признаками и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание так называемых физических качеств (способностей) человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….5
Особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….5
1.2 Задачи физического воспитания в данный возрастной период…………...8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………….12
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с..
Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителе.– 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
Глазырина, Л.Д. Физическое воспитание и развитие ребенка :учеб.-метод. Пособие / Л.Д. Глазырина ; М-во образования Респ. Беларусь ;Белорус. гос. Пед. Ун-т им. М.Танка. – Минск: БГПУ , 2009. – 292 с.
Желобкович, Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду . Подготовительная группа в школе / Е.Ф. Желобкович. – М.: Скрипторий 2003, 2010. – 224 с.
Желобкович, Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа : учеб. Пособие / Е.Ф. Желобкович. – М.: Скрипторий 2003, 2010.- 192 с.
Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25.
Кенеман А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
Купчинов, Р.И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах / Р.И. Купчинов. - Минск: БНТУ, 2006. - 278 с.
Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М.Максименко . – М.: Физическая культура , 2005. – 544 с.
Решетников, Н. В., Кислицин, Ю. Л. «Физическая литература» /Решетников, Н. В., Кислицин Ю. Л. – М. 2001 г. – 220 с.
Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность, осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается вся база для всестороннего развития физических и духовных способностей и другое, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности. И, как уже было выше сказано, физическое воспитания является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, т. к. организованные физкультурные занятия в яслях, детских садиках и семьях улучшают деятельность всех физиологических функций организма ребенка, тем самым, повышая устойчивость ребенка к заболеваниям. В связи с этим в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста осуществляется единая цель - подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности.
Также, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно - волевых черт личности, что также характерно основе всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста.
Для решения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи физического воспитания, которые должны решатся в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются: