Использование игр и упражнений Марии Монтессори для формирования сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности
Введение
Актуальность исследования сенсорного развития заключается в том, человек с рождения начинает познавать окружающий мир, это происходит с помощью ощущений и восприятия. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием цветов, красок, форм, величин, это могут игрушки, предметы домашнего обихода, он знакомиться с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. С первых этапов жизни ребенка окружает природа с её многообразием цветов, запахов, шумов. Каждый ребенок может все это воспринимать без целенаправленного воспитания, но если это усвоение происходит стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, то оно оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому, возникает необходимость целенаправленного развития сенсорных способностей, детей старшего дошкольного возраста, для освоения культурных эталонов и психологических способов обработки сенсорной информации.
Введение………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретические основы использования игр и упражнений Марии Монтессори для формирования сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности…………………………………. …………………..…6
1.1 Понятие «Сенсорные способности» в психолого - педагогической литературе……………………………………………….. ……………………….6
1.2 Особенности использования игр и упражнений Марии Монтессори для формирования сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности………….………………………………………………………….11
1.3 Описание возможностей использования игр и упражнений Марии Монтессори для формирования сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности……………………………….…………………….........................16
1.4. Практическая работа с использованием игр и упражнений Марии Монтессори для формирования сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности…..20
Заключение ………………………........................................................................31
Библиографический список …………………………………………………....33
Приложение
Библиографический список
1.Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012: одобрен Советом Федерации 26.12.2012]// Консультант Плюс: правовая база: [сайт].-2020.- URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2019 г.№996-р. – URL:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
3.Биктуганов, Ю.И. Инновационные технологии в образовании/Ю.И. Биктуганов, Б.И. Игошев//Педагогическое образование.-2021.-№3.-С.6-9.
4. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2019.
5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: «Просвещение», 2018.
6.Выготский, Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2017.
7. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2020.
8. Волкова М. особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал 56 Maam.ru URL: https://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-deteidoshkolnogo-vozrasta-770622.html
9. Фокина В.Г., Газина О.М., Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. И.Г. Песталоцци о роли природы в воспитании детей» [Электронный ресурс] // ВВМ Библиотека URL: http://velib.com/read_book/fokina_v_gazina_o_m/teorija_i_metodika_ehkologiche skogo_obrazovanija_detejj_doshkolnogo_vozrasta/glava_1_istorija_razvitija_meto diki_ehkologicheskogo_obrazovanija_detejj_doshkolnogo_vozrasta/iogan_genrikh _pestalocci_o_roli_prirody_v_vospitanii_detejj
Игры на восприятие величины: «Зверята выстраиваются», «Сравни предметы», «Разноцветные льдинки».
Особенно велика роль игр в развитии сенсорных способностей для старших дошкольников. Среди всех психических процессов в этом возрасте важная роль остается за восприятием: во многом поведение и сознание определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас. Восприятие ребенка непосредственно связано с мышлением – ребёнок мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями.
С помощью игр, старшие дошкольники знакомятся с цветом, оттенками, учатся смешивать краски, получать новые тона, осваивают форму и величину предметов. Дидактические игры направлены как на решение образовательных сенсорных задач, так и на улучшение взаимоотношений детей.