Адаптация детей и подростков с ОВЗ в образовательной среде
ВВЕДЕНИЕ
Учащийся с ОВЗ – это физическое лицо, которое имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, а также которые являются подтвержденными психолого-медико-педагогической комиссией .Самая большая категория с ОВЗ это дети с задержкой психического развития (ЗПР). В настоящее время законодательно закреплено обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию.
Цель: в первую очередь это изучение психолого–педагогических аспектов работы с детьми с ОВЗ в период адаптации к обучению.
Объект : адаптация к обучению детей и подростков с ОВЗ.
Предмет : психолого–педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ в период адаптации к обучению.
Одной из актуальных проблем является поиск путей индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ6
1.1 Анализ понятий «социальная адаптация в образовательной сфере» в научной литературе и категории детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья6
1.2 Адаптированная образовательная программа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья 9
Выводы по первой главе ………………………………………………………..12
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ 14
2.1 Анализ научных статей по исследованию развития условий для адаптации детей и подростков с ОВЗ в образовательной сфере………………………….14
2.2 Методы и методики адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной сфере16
Выводы по второй главе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Библиографический список 21
Библиографический список
1.Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: науч. изд. / Л. И. Акатов. – Москва : Просвещение, 2004. – 276 с.
2.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯПоднебесных Е.Л., Шишкова С.Ю.В сборнике: ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ . Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические вопросы формирования культуры персонализированного питания» в рамках XIII Всероссийского Форума «Здоровье нации – основа процветания России». Печатается по решению ученого совета Института социально-гуманитарных технологий (протокол № 8 от 19 июня 2019 года). Материалы публикуются в авторской редакции. 2020. С. 70-75.
3. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе/ Э. М. Александровская. – Москва, 2008. – 153 с.
4. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – 2013. - С. 71-95
5. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: науч. изд. / Ф. Б. Березин. – Ленинград : ЛГУ, 1988. – 256 с.
6. Бирман, К. Л. Школьная адаптация // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – С. 999.
7. Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1283-1285. – URL https://moluch.ru/archive/91/19684/ (дата обращения: 04.02.2019).
5. Сформировать у учащихся понятие культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с нравственными и социокультурными ценностями, принятыми в семье и обществе; овладеть образовательной деятельностью.
Цели программы
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации из-за инвалидности.
2. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями, детей с ограниченными возможностями.
3. Создание условий, способствующих освоению основной образовательной программы начального и основного общего образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в образовательные организации.
4. Разработка и организация индивидуальных занятий для детей с тяжелыми нарушениями физического и умственного развития.