Обучение употреблению предложно-падежных конструкций дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Важную роль в становлении правильной речи играет грамматический строй. Своевременное его формирование - это прежде всего залог успешного общения с окружающими людьми. В формировании грамматического строя речи имеет особое значение развитие предложно-падежных конструкций.
В.П. Глухов утверждает, что становление данных конструкций происходит на третьем этапе становления речи ребенка одновременно с развитием лексической стороны. Предлоги являются неотъемлемой частью в согласовании слов в предложениях. Они помогают добиться тех связей между словами, которые требуются в данном тексте.
При общем недоразвитии речи взаимосвязаны между пониманием и владением пространственными предлогами и сформированностью оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Неисправленное нарушение в дошкольном возрасте может стать следствием дислексии и дисграфии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) ……………………………………….7
1.1. Этапы и механизмы формирования грамматического строя речи в норме………………………………………………………………………………….7
1.2. Усвоение предложно-падежных форм существительных в процессе речевого онтогенеза………………………………………………………………...11
1.3. Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) ……………………..14
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО УПОТРЕБЛЕНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) ……………………………………...18
2.1. Организация и методика исследования ……………………………………...18
2.2. Анализ результатов изучения предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) ……………………..25
2.3. Методические рекомендации по употребления предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) ……………………………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 272 с.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2021. - 288 с.
Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Электронный ресурс] / Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова //Режим доступа: https://doc24693183437399943?hash=1d7051a082dcd512&dl=555f9b05e4ba37b880. (дата обращения: 18.11.2021).
Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Электронный ресурс] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской // Педагогическая библиотека: [сайт]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049. (дата обращения: 01.12.2021).Горностаева, Н. В. Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Горностаева. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 6 - 24-26 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 480 с.
Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2015. - 351 с.
Жукова, Н.С. Логопедия: Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. - М.: Эскимо, 2011. - 288 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичива Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичива. - М., 2011. - 96 с.
Ковайкина, Е.В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Ковайкина // Логопед. - 2017. - №3. - 54-59 с.
Ковшиков, В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных [Текст] / В.А. Ковшиков. - СПб.: КАРО, 2012. -80 с.
Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей
2. Выявить особенности употребления предложно-падежных конструкций дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) - количественный и качественный анализ исследования.
3. Составить методические рекомендации по употреблению предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
Обследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 40 "Радуга" г. Саров Нижегородской обл., в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи, в логопедической группе. Список детей группы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Список детей
№ п/п Имя ребенка Возраст Логопедическое заключение
1 Всеволод Р. 5 лет Общее недоразвитие речи (III уровень).
2 Виктория Р. 5 лет Общее недоразвитие речи (III уровень).
3 Денис Т. 6 лет Общее недоразвитие речи (III уровень).