Психолого-педагогические условия формирования успешного хореографического любительского коллектива
Введение
Хореография дает огромный материал для познания жизни. Педагог, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их в такие полнокровные хореографические образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого зрителя заставляя его постоянно размышлять о своем месте в этом мире. В этом и заключается творческое воздействие на окружающих и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений. Любое танцевальное произведение вызывает ответственные чувства у зрителя, который вместе с героями любит и ненавидит, борется и страдает.
Природа хореографического коллектива создает реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребенка возможно лишь при внутренней целостности художественно-педагогического процесса, когда каждый художественный прием педагогически инструментирован, а каждая педагогическая задача решается средствами, свойственными художественной специфике занятий.
Актуальность темы исследования. Современные дети отличаются малой подвижностью, гиподинамией, мало времени проводят на свежем воздухе; основными увлечениями являются гаджеты, компьютерные игры, социальные сети. Важно находить определенный подход к каждому участнику коллектива, использовать различные педагогические приемы, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям хореографией. Целенаправленная деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на конкретную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….....….5
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических условий формирования хореографического любительского коллектива……………..…...9
1.1 Хореографический любительский коллектив: понятие, признаки, методы обучения, психолого-педагогические основы …........…………………….......9
1.2 Возрастные и психологические особенности участников хореографического любительского коллектива…………….……………………………….…...…18
Глава 2. Анализ организационно-творческой и педагогической деятельности хореографического коллектива «Жемчужина» на базе МБОУ СОШ №3 с. Огоньки, Сахалинская область .…………….………………………………...…29
2.1 Организационная характеристика деятельности МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки, Сахалинская область...………………….…………….…….………..….29
2.2 Художественно-творческая и концертно-исполнительская деятельность хореографического коллектива «Жемчужина», МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки, Сахалинская область.…………………..........................………………..................40
2.3 Психолого-педагогические условия формирования хореографического любительского коллектива «Жемчужина», МБОУ СОШ №3 с. Огоньки, Сахалинская область …………………….…………………………….……….….46
Глава 3. Разработка проекта «Его Величество Бал» для развития хореографического коллектива «Жемчужина», МБОУ СОШ №3 с. Огоньки, Сахалинская область………………….....................................................................56
3.1 Обоснование проекта ………………................................................................56
3.2. Разработка плана мероприятий по реализации проекта…………………….67
Заключение………………………………………………………………………….67
Список использованной литературы ………………………………………….….69
Приложение
Список использованной литературы
1. Адаменко А.Г. Лазарева С.В. Дополнительное образование детей: / С.В. Бобрышев, Е.С. Туренская, Н.Я Тарасова. – М.:Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004. – 296 с.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 416 с.
3. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 2003. – 176 с.
4. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108с.
5. Бондаревская Е.В. Учителю о личностно-ориентированном образовании. – Ростов-на- Дону: РГПУ, 1998. – 187 с.
6. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребёнка / Н. Ветлугина.- М.: 1976.-
217с.
7. Воспитание и дополнительное образование- НИПК и ПРО - 2016 - №5
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2015. - 368 с.
9. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. –
256 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 512 с.
11. Голованов В.П. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. – М.: Педагогика, - 1998. – 149с.
12. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.
13. Гуревич. П.С. Психология и педагогика. Учебник для вузов/ П.С. Гуревич-М.: Проект. 2014. 352с.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 166 с.
15. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов.-2-е изд./ Л.Б. Ермолаева-Томина-М.: Академический Проект: Культура,2005.-304с.
16. Игнатова, И.Б. Коллектив художественного творчества: проблема педагогического руководства: Учеб. пособие / И.Б. Игнатова, СМ. Малакуцкая. -Белгород, БГИКИ, 2007.- 178с.
17. Лапковская С.А. Интеграция общего и дополнительного образования детей В контексте решения задач разработки в реализации базовой структурно-функциональной модели // Н.И. Дереклеева Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. – 224с
18. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. - с.4.
19. Никитина В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Никитина - М.: Гуманист изд. Центр ВЛАДОС 2012.-272 с.
20. Нилов В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: Теория и практика: дисс. канд. пед. наук. Москва, 1998. - 214 c.
21. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
22. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 1994.
23. Организационные и методические советы начинающему руководителю танцевального коллектива / Для сельских клубов и Домов культуры. -Тула, 1974.-81с.
24. Резерв успеха – творчество. Пер. с нем. Под ред. Г.Нойнера, В Калвейта, Х. Клейна. М.: Педагогика, 1989. – 152с.
25. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-4-е изд.-М.: Школьная Пресса, 2012.-512с.
26. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс, 2014. -384с.
27. Хореография как средство самореализации младших школьников // Духовная культура накануне нового столетия: Тезисы научно-практической конференции, 25-26 февраля 1998 г., - М.: Изд-во МГУК, 1998. -С. 133-135.
28. Хореография в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры //Духовные ценности и молодое поколение; Тезисы научно-практической конференции, 25-26 марта 1998 г.-М.: Изд-во МГУК, 1998.-С. 118-121.
29. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Уч. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011.- 80 с.
30. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования/Под ред. А.А. Вербицкого, М.Н. Костиковой. - М., 2006.
31. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. - с.15
32. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 114 с.
33. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с.
34. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. - 312 с.
35. Петровский, А.В. Общая психология. Учебник для студентов пед.
36. Пруткова, Т.В.Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т.В. Пруткова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256с.
институтов / А.В. Петровский.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: «Просвещение», 1976.- 479с.
37. Реан А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.146.
38. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.: Минобразования РФ, 2002. — 28 с.
39. Макарова Л.П. Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении / Л.П. Маакрова. – Волгоград: Учитель, 2008 – 159 с.
40. Областные экспериментальные площадки: Методические рекомендации/ Сост.: В. Б. Гаргай, Т. И. Горелова, Д. А. Метёлкин, К. А. Кипа; Отв. за вып. Л. А. Сайдакова. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. — 48 с.
41. С.В.Кульневич, В.Н. Иванченко Дополнительное образование детей: практическое пособие – М.: «Учитель», 2005 – 336 с.
42. Т.Н. Гущина, Е.Б. Евладова, А.В.Золотарёвой Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие/ Е.Б. Евладовой А.В. Золотарёвой – М.: АРКТИ, 2006– 220 с.
43. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.
44. Чечель, И. Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» / И. Д. Чечель, Т. Г. Новикова. — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — 160 с.
45. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская // Библиотека журнала «Директор школы». — М., 2000. – 84 с
Власова Валерия Валерьевна внимательно и чутко подходит к каждому ученику коллектива, выявляет его склонности и помогает их развитию. Одних ребят интересует сам учебный процесс. Они обычно стремятся понять методику преподавания, усвоить, как нужно исполнять то или иное движение, внимательны ко всем замечаниям педагога, им можно поручать самостоятельное проведение отдельной части занятия в младшей возрастной группе. Также педагог поручает ребятам проводить в коллективе создание проектов по интересующим их темам и сообщения по различным вопросам искусства.
Особое значение имеет работа с родителями. Каждый год в коллективе проходят открытые уроки, чтобы каждый родитель будет в курсе успехов своего ребенка. Практикуются отчетные концерты, конкурсы внутри коллектива, создаются площадку для совместного творчества.
В раздел учебной работы входят: тренировочные занятия у станка и на середине зала; разучивание и отработка отдельных элементов и композиций, на основе, которых будет осуществляться постановочная работа, работа над этюдами по основам актерского мастерства. Учебный материал изучают в плане будущей постановки, входящей в репертуар коллектива.