Совершенствование управления инклюзивной образовательной организацией
Введение
Инклюзивное образование сегодня считается одним их приоритетов государственной образовательной политики в нашей стране. Более двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается в Российской Федерации. Инклюзивное образование им даёт возможность учиться и развиваться в среде обычных школьников. При этом детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс (8).
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН ?О правах инвалидов?. В ней говорится ?…в целях реализации права на образование государства - участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека? (14, ст. 24).
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..…3
Глава I. Теоретические аспекты управления внедрением инклюзивного образования в школе……………………………………………...………………9
1.1. Сущность и значение управления внедрением инклюзивного образования. …………………………………………………………………………….9
1.2. Образовательные потребности и социальная интеграция детей с ОВЗ..15
1.3. Ограничения и противоречия инклюзивного образования………………19
Глава II. Опыт по разработке дорожной карты управления внедрением инклюзивного образования в МБОУ города Ульяновска "Средняя школа
№ 73 имени П.С. Дейнекина"…………………………………………….……..26
2.1. Анализ предпосылок внедрения инклюзивного образования в
МБОУ ?Средняя школа №73?………………………………………………….26
2.2. Система мероприятий Дорожной карты управления внедрением инклюзивного образования в МБОУ города Ульяновска
"Средняя школа № 73 имени П.С. Дейнекина" в 2019-2021 годах. ……...…44
Заключение ………………………………………………………………..…….56
Список использованных источников ………………………………………….59
Список использованных источников
Алехина С.В. Инклюзивное образование в России. Материалы проекта ?Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки.
Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики. Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – №1. – С.5–16.
Богданова Т. Г. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.-Л.: Учпедгиз, 2019.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО ?Аспект?, 2015 г.
Доклад Государственного Совета РФ ?Образовательная политика России на современном этапе?, 2021г.
Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М., 2015.
Инклюзивное образование (электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.deti.rian.ru/grani. Дата обращения: 27.03.2020.
Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2019.
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО ?Буки Веди?, 2013.
Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной?политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2018.
Законопроект ?Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)? от 02.06.1999 года.
Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2015. -№1. - С.62-66.
Конвенция ООН ?О правах инвалидов? ст. 24.
Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения??является по своей сути внутренне противоречивым процессом.
В основе??этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии:
- между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками;
- между ориентацией учителя на работу с классным коллективом??и индивидуальным подходом к учащимся;
- между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;
- между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;