Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. Познавательный интерес в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Вопросам познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, И. И. Бецкой, Н. А. Добролюбов, А. Г. Ковалев, Н. А. Корф, А. С. Макаренко, Н. Г.Морозова, В. Н. Мясинцев, Н. И.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста………………………………………...7
1.1. Понятие о познавательном интересе………………………………….........7
1.2. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста………..20
1.3 Методика организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………...26
Выводы по 1 главе…….………………………………………….......................36
Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию дидактических игр с целью развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......37
2.1. Изучение уровня развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...37
2.2. Проектирование педагогической деятельности по использованию дидактических игр………………………………………………………….........43
2.3. Анализ полученных результатов…………………………………………..45
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….48
Заключение…………………………………………………………………........49
Список используемой литературы……………………………………………...51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б. Г. «Человек как предмет познания.» - М., 2009. – 288 с.;
Аникеева, Н.П. «Воспитание игрой». -М., Просвещение, 2000.;
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Ананьев Б. Г. «Познавательные потребности и интересы». Детская литература. 2-е изд., стереотип. Просвещение.- М., 2008. – 320 с.;
Афонькина, Ю. «Психолого-педагогические проблемы дидактической игры».Дошкольное воспитание. - М., 2000. № 9.;
Божович Л. И. «Личность и её формирование в детском возрасте».Просвещение. - М., 2011. – 400 с.;
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». – М., 2000.;
Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре». Просвещение.- М.,2002;
Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр». - М., 2009. - 152 с.;
Венгер, Л. А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Просвещение. -М.,2000. 176 с.;
Воронов В.В. «Педагогика школы в двух словах.»Раздел 3. Дидактика. – М., 2000.;
Выготский Л.С. «Педагогическая психология» – М.: Педагогика, 2000.;
Газман О.С. «Каникулы: игра, воспитание». – М., 2000.;
Глебова И. Ю. «Особенности руководства дидактическими играми дошкольников» [https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: 33-35c.
Гмошинская М. «Поиграй со мною». Дошкольное образование. -2002. №1, 20 с.;
Годовикова Д. «Как измерить детскую любознательность?» Семья и школа. 2002009 - №10;
Гриценко З.А. «Методика приобщения к чтению»: учеб. пособие . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 320 с.;
Доронова, Т.Н. «Игра в дошкольном возрасте». Просвещение. – М., 2002. 160 с.;
Доронина М.А. «Дошкольная педагогика». 2007., №4., 10-14 с.;
Жичкина А. «Значимость игры в развитии человека». Дошкольное воспитание. -2002, №4, 2 с.;
Запорожец, А. В. «Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного
Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОО, реализовывать задачи образовательной области «Познание».
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.