Особенности мнестических процессов младших школьников с нарушением интеллекта
Введение
В настоящее время проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Среди них труды и исследования многих ученых посвящены пaмяти человека — Л.В. Зайков, Д.М. Маянц, Н.А. Корниенко, С. Л. Рубинштейн и многие др. Психолого-педагогические исследования показывают, что пaмять формируется в процессе онтогенеза с раннего детства. На протяжении всего процесса формирования психики ребенка процессы пaмяти развиваются, механическая пaмять вытесняется логической, совершенствуются процессы запоминания, развивается мнемическая способность. Со временем непроизвольная память становится произвольной.
Уровни развития непроизвольной и произвольной памяти практически одинаковы, что не может повлиять на эффективность учебного процесса. При этом в младшем школьном возрасте наблюдается увеличение нагрузки на память, так как именно в этот период ребенок изучает различные предметы обучения, связанные с запоминанием большого количества информации.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей мнестических процессов младших школьников с нарушением интеллекта
1.1 Проблема мнестических процессов в психолого-педагогической литературе
1.2 Развитие мнестических процессов у младших школьников в онтогенезе
1.3 Специфика мнестических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мнестических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта
2.1 Организация, методы и методики исследования особенностей мнестических процессов младших школьников с нарушением интеллекта
2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
2.3 Методические рекомендации для педагогов по развитию мнестических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта
Заключение
Список литературы
Приложение
Список литературы
Григорьевская И. В. Особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей // журнал “Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения”//Владивостокский Государственный Университет Экономики и сервиса, г. Владивосток, 2008.– 354-257 с.
Диянова, З. В. Общая психология. Познавательные процессы : учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 149 с.
Дюпина С. А. Изучение мнемических способностей младших школьников // журнал “Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика” // Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево, 2018.— 57-60 с.
Захарюта Н.В. Формирование культурной памяти на дошкольном этапе онтогенеза // журнал “Гуманитарные и социальные науки” // 2011. — 216-223 с.
Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков / Казань, КФУ, 2015. - 40 с.
Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 320 с.:
Калиниченко С.Г. Коротина О.А. Психофизиология: учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 80 с.
Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 151 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования -- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175
В. И. Лубовский. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для вузов; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 428 с.
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с
Скорость забывания зависит от того, насколько материал интересен человеку, связан с его актуальными потребностями: чем менее интересна и важна информация, тем быстрее она будет забыта. Также экспериментально показано, что скорость забывания повышается по мере повышения объема и трудности запоминаемого[16, 183].
Еще один фактор, ускоряющий забывание, — отрицательное влияние деятельности, следующей непосредственно за заучиванием. Это явление называется интерференцией (от лат. inter — между, ferens — несущий) — ухудшением сохранения зaпоминаемого мaтериала в результате воздействия (наложения) другого материала, которым оперирует субъект. В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают ретроактивную и проактивную интерференцию