Методы и приёмы развития пространственного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Роль выбранной проблемы для решения проблем современного художественного образования, ее значение в развитии личности.
Изученность проблемы, обзор авторов, которые занимались ее решением.
Цель исследования: создание серии масляных холстов теоретическое обоснование и разработка на этой основе методов и приемов обучения школьников основам масляной живописи.
С учётом поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по истории искусства, методике его преподавания, педагогике, психологии, ………………..
2. Разработать методические рекомендации по проведению занятий по масляной живописи для школьников.
3. Создать серию листов в масляной технике на тему «Городской пейзаж».
Методы исследования: наблюдение за работой учащихся, беседа, анкетирование, ……….
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Сущность понятия «пространственного мышления»..............................4
1.2 Характеристика пространственного мышления как психологического контента. Его роль, место проблемы и использование развития пространственного мышления.
1.3 Методические рекомендации развития пространственного мышления на уроках изобразительного искусства.
ГЛАВА 2 . ЖИВОПИСЬ В СТИЛЕ «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ»
2.1 История возникновения жанра «Городской пейзаж».
2.2 Технология и материалы в масляной живописи
2.3 Художники техники «Городской пейзаж».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Список литературы
, . Борисова диагностика. Разработка, проверка и применение школьного теста умственного развития // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 2005г. - с. 17-22.
, «Дизайн и архитектура в жизни человека» : 7-8 классы общеобразовательных учреждений, под редакцией - М. «Просвещение» 2008г.
, Корзинова в средней школе. - М.: Владос, 2003г. - с. 56-58.
, Симоненко // Технология: Сб. программ. - М.: Просвещение, 2005г. - с.112.
«Развитие пространственного мышления на уроке композиции в художественной школе».
Анастази тестирование: в 2 кн. Кн. I. М, 2002г. - с. 217.
Бабанский . - М.: Просвещение, 2004г. - с. 33-37.
Байрамова Л. Импрессионизм. Просвещение, 2008.
Бартолена С. Шедевры импрессионизма. Белый город, 2008.
Беда Г. Основы изобразительной грамоты. Москва, 1969.
Безрукова . Проективная педагогика. - Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г. - с. 11-13.
Бергер Э. История развития техники масляной живописи. Москва, 1961.
Бродская Н. Техника в импрессионизме. Белый город, 2009.
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. . - М, 2004г. - с. 97.
Волков к творчеству. - М.: Просвещение, 2002 г. - с. 59-64.
Гоберти Л. Комментарии. Просвещение, 2002.
Голубева О. Основы композиции. Просвещение, 2001.
Грегори Н. Живопись маслом. Кристина - новый век, 2002.
Жукова Л. 100 великих художников. Белый город, 2010.
Зархин компьютерной диагностики умственного развития // Научно-практические проблемы школьной психологической службы: Тезисы докладов: В 2 т. Т. 1. - М, 2004г. - с. 25.
Зимняя психология // 2-ое издание. - М.: Логос, 2005г. - с. 48.
Зорина Е. История мировой живописи. Развитие импрессионизма. Белый город, 2008.
и др. Учебное пособие для техникумов, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 2003 г. - с. 368.
Ильина школы. - М, 2002г. - с. 18-22.
Калмыкова В. Шедевры импрессионизма. Белый город, 2009.
Первое упражнение: на развитие внимательности, когда дети учатся срисовывать с картинок, репродукций, соблюдая пропорции.
Второе упражнение: дорисовывание картинок по шаблонам или по точкам. Оно способствует знакомству детей с симметрией. Дети должны дорисовать половинку изображения предмета или узора (пример № 1).
Пример 1
Третье упражнение: рисование по памяти. Детям дается какая-то часть рисунка, например характерный предмет сказочного героя, они должны изобразить весь объект, вспомнив, кому принадлежит данное изображение в 5,7 классах (пример № 2).
Пример 2
Четвертое упражнение: словесное рисование. Вначале мы с детьми обсуждаем будущий рисунок с указанием расположения элементов на альбомном листе бумаги, а потом они его зарисовывают.
Пятое упражнение: изменение ракурса расположения фигуры в пространстве. Дети, рассмотрев репродукцию, должны представить и нарисовать, что они увидят с "другой стороны" (пример № 3).