Развитие лексики у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с художественной литературой

Скачать дипломную работу на тему "Развитие лексики у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с художественной литературой" в которой выявлен уровень развития словаря дошкольников 5-6 лет
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.09.2023
Объем файла
223 Кб
Количество страниц
102
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы исследования. Жизнь в XXI веке диктует свои правила: человек должен овладевать компьютерными технологиями, осваивать виртуальные средства коммуникации. Это имеет положительную сторону -удобство. Для связи с людьми, находящимися в другом городе, стране, на другом континенте достаточно просто достать мобильный телефон из кармана и нажать пару кнопок. Но вместе с глобальной виртуализацией мы всё чаще обращаемся к интернет ресурсам, забывая о самом ценном ресурсе человеческого познания – книге. Большинство дошкольников держат в руках мобильные телефоны чаще, чем бумажное издание. В связи с этим, речь детей постепенно пополняется иностранными словами, услышанными, увиденными или прочитанными ими на просторах интернета. Всё уже и беднее становится детский лексический запас. Данная проблема может быть спровоцирована также недостаточным жизненным опытом дошкольников, на что отрицательно повлияла санитарно-эпидемиологическая обстановка в мире. 

Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста. 9
1.1 Научные подходы к понятию лексики детей дошкольного возраста 9
1.2 Процесс формирования лексической стороны речи у дошкольников в онтогенезе 14
1.3. Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста 27
1.4 Влияние художественной литературы на развитие лексики детей старшего дошкольного возраста 34
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста 41
2.1 Исследование состояния лексики детей старшего дошкольного возраста 41
2.2 Педагогическая работа по развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 49
2.3. Контрольное исследование уровня развития лексики детей старшего дошкольного возраста 63
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложение 89
 

Список использованной литературы

Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С.А. Николаева. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с. (Высшее профессиональное образование). - I8ВN 5-7695-2234-8. – Текст : непосредственный.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. —— М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272. – (Дошкольная педагогика). ISBN 5-86775-046-9. – Текст : непосредственный.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ :Астрель, 2007. - 224 с. – (Высшая школа). - ISBN: 5-43150-610-9.
Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12782-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473304 (дата обращения: 26.01.2021).
Ахманова, О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ахманова. - Изд. 2-е, стер. - М. : УРСС, 2005. – 294с. - (Лингвистическое наследие ХХ века). - ISBN 5-354-01012-8. – Текст: непосредственный.
Белинский, В. Г. О детской литературе и детском чтении / В. Г. Белинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 199 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09224-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456113 (дата обращения: 05.08.2020).
Белоусова Л.Е. Удивительные истории : Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей ст. дошк. возраста / Л. Е. Белоусова. - СПб. : Детство-пресс, 2002. – 121с. - (Библиотека программы "Детство").; ISBN 5-89814-086-7. - Текст : электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000757989 (дата обращения: 05.10.2019).
 

1)накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;
2)акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
3)лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов и выражений, уточнение оттенков слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста);
4)объяснение педагогом значений слов;
5)повторение слов детьми;
6)замена авторских слов словами, словами близкими по значению;
7)подбор слов для характеристики героев;
8)употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения. [80, с. 111]