Наиболее оптимальные параметры построения и содержания современных учебников по литературе для 5 и 6 классов средней общеобразовательной школы.
ВВЕДЕНИЕ
С каждым днем все актуальней становятся современные школьные учебники и программы по литературе.
Программы предмета литературы содержит обширный материал, и необходимо поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому предмету.
В центре образовательного процесса всегда находятся учитель и школьник, которые используют в качестве средства обучения учебную книгу.
Поскольку учебная информация изложена в учебнике, то преподаватель лишь направляет ребенка. Устное сообщение по живости и наглядности всегда превосходит письменное. Учебник является книгой для чтения. К тому же учебная литература выполняет организующую роль в проведении самостоятельной работы и расширяет возможности учителя.
Надо стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал увлеченно и активно на уроках, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические аспекты современной учебной литературы в образовательном процессе 5
1.1 Сущность понятия "учебник" 5
1.2 Общая характеристика учебных изданий 8
1.3 Особенности оформления учебного издания 19
2 Содержательно-языковые и композиционные аспекты современного школьного учебника по литературе для 5-6 классов 27
2.1 Фактическое наполнение современного школьного учебника по литературе для 5-6 классов 27
2.2 Языково-стилистические средства современного школьного учебника по литературе для 5-6 классов 31
3 Современные школьные учебники по литературе для 5-6 классов средней школы 36
3.1 Обзор современных учебников по литературе для 5-6 классов 36
3.2 Сравнительный анализ учебников 5-6 классов под редакцией Г.С. Меркина, Т.Ф. Курдюмовой 47
Заключение 53
Список использованных источников 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике / Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. – М.: «Просвещение», 1991. – 269–304 с.
2. Учебник // Большая советская энциклопедия: в 51 т. / глав. ред. Б.А. Введенский. – М. : Большая советская энциклопедия, 1956- . – Т. 44. – 1956. – 661 с.
3. Симакова Л. А. Литература: учебник – хрестоматия для 6 класса школ с русским языком обучения / Л. А. Симакова, А. Д. Орлова. – К. : 1998. – 479 с.
4. Гельфман Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся /Э. Гельфман, М. Холодная. – СПб.:Питер, 2007.– 384с.
5. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2005. - с. 137.
6. Колесниченко Л.Ф. Эффективность образования. - М, 2004. - с. 143-145.
7. Редакторская подготовка изданий: учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др.; под общ. ред. Антоновой С.Г. – М.: Издательство МГУП, 2002. – 468 с.
8. https://megapredmet.ru/1-38781.html
9. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий: учебное пособие / Под ред. С.М. Болховитиновой. – М.: Изд-во МГУП, 2000. – 166 с.
10. Симакова Л. А. Литература: учебник – хрестоматия для 6 класса школ с русским языком обучения / Л. А. Симакова, А. Д. Орлова. – К. : Освіта, 1998. – 479 с.
12. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы / Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. – М. : Academia, 1999. – 400 с.
13. Методы и приемы обучения литературы в школе [Электронный ресурс] : [лекция] // Методика преподавания литературы в школе. – Режим доступа : http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=309#4
14. Кудряшев Н. И. О методах преподавания литературы [Электронный ресурс] : [статья] / Кудряшев Н. И. – 4с. – Режим доступа : http://didaktica.ru/metody-obucheniya-v-sovremennoj-shkole/348-o-metodax-prepodavaniya-literatury.html
В большинстве книжных изданий (в том числе в учебных, научных, научно-справочных изданиях и т.д.), в оформлении которых в соответствии со структурой текста основную роль играет удобочитаемость шрифта, все элементы текста, в том числе специальные знаки, а также заглавие книги, чаще всего набираются одной гарнитурой. Гарнитурой называется «совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях» [22].Полный комплект гарнитуры содержит шрифты всех начертаний и кеглей, а в каждом кегле – русский и латинский алфавиты прописных и строчных букв, а также относящиеся к ним знаки. Наиболее часто используются следующие гарнитуры:
Литературная — для набора всех видов изданий, кроме букварей, энциклопедий, а также малоформатных, нормативных, периодических и литературно-художественных изданий;