Формирование музыкально-эстетического вкуса у дошкольников средствами народной художественной культуры
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема формирования музыкально-эстетического вкуса детей дошкольного возраста является одной из приоритетных и стоит достаточно остро среди актуальных вопросов современной педагогики. Сейчас мы можем видеть некоторое вытеснение эстетической среды на второй план и смену духовных ориентиров в жизни российского общества. Такая смена ориентиров может повлечь за собой падение уровня культуры и эстетического сознания общества, а также появление множество музыкальных произведений низкого художественного качества. Это ведёт к обеднению духовной сферы подрастающего поколения, что, в свою очередь, препятствует развитию у дошкольников самой системы развития музыкального вкуса, музыкально-эстетических взглядов, предпочтений и оценочных суждений в области музыкального искусства.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерство образова
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных учёных по формированию музыкально-эстетического вкуса у дошкольников
1.1.«Музыкальный вкус» как понятие в системе философских и психолого-педагогических наук. Его сущность и структура…………………………….10
1.2 Психологические особенности проявления музыкально-эстетического вкуса у дошкольников…………..…………………………………………..….17
1.3. Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста…………..…………………………25
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию музыкально-эстетического вкуса у дошкольников средствами народной художественной культуры………..…………………………………………..31
2.1. Выявление уровня сформированности музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста………………………….……………31
2.2.Реализация педагогических условий формирования музыкально-эстетического вкуса у детей среднего дошкольного возраста средствами народной художественной культуры…………………………….………..…..41
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов…...……………..........48
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….52
Заключение…………………………………………………………………….54
Список литературы……………………………………………………………56
Приложения…………………………………………………………………….65
Список литературы
Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.
Айзенк Н.И. Развитие эстетической чувствительности у детей //Н.И.Айзенк Психология. Психиатрия. Вып. 13/ Л.,1972, С.1-10
Алексеев Э. Некоторые вопросы теории и практики изучения вкусов: Вопросы социологии искусства / Э. Алексеев. — М.: Знание, 1979. — 212 с.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности ?Музыка и пение?.- М.: Просвещение, 1983.-224 стр., нот.ил.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию /Л.А.Боренбойм – М.: Советский композитор, 1990. – 269с.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Баренбойм, Л.А. – Л.: Музыка, 1994. – 230 с.
Богуславская Э. С. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., Просвещение, 2000.-234с.
Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке / Н.А. Бергер. – СПб. : Каро, 2004. – 358 с.
Бочкарев Л. Л. Психология?музыкальной?деятельности / Л. Л. Бочкарев. М. : Издат. дом ?Классика XXI?, 2008. - 352 с.
Буракова О. А. Воспитание музыкального вкуса у дошкольников в истории отечественной педагогики: дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / О. А. Буракова Екатеринбург, 2000. - 169 с.
Буров А.И. Эстетическое восптание/ под ред.Б.Т.Лихачёва, М.: Педагогика, 2007. -132с.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика /А.И.Буренина/: Из-во Музыкальная палитра.- СП-б. 2015.-315с.
Бычков В. В. Эстетика: учебник. / В.В. Бычков. 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Гардарики, 2006. - 573 с.
Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988г.-336с.
Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М. : Просвещение, 2005. — 170 с.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2005. — 507 с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В.Дубровина и др. –
А важнейшим условием развития умения мыслить является непосредственное эмоциональное восприятие музыки, от зарождения и первоначального проявления отношения к музыкальному искусству к стремлению ориентироваться в музыкальных произведениях и накоплению основных нормативных требований и правил, осуществляющих воспитание эстетических качеств человека с музыкой, при этом учитывать специфические психологические особенности дошкольного возраста.
Требования к формированию музыкально-эстетического вкуса дошкольников представляют планируемый результат обучения и воспитания в дошкольном учреждении. Данный уровень знаний и умений о музыкальном искусстве должен достигаться на занятиях по всем дисциплинам, а не только на специальных музыкальных уроках.
Таким образом, мы полагаем, что развитие музыкального вкуса благотворно сказывается на базовой способности растущего человека дошкольника, на его художественно-образном.