Взаимосвязь уровня произвольного внимания студентов с успешностью выполнения учебных задач.
Введение
Актуальность исследования обоснована проблемой развития произвольного внимания у молодежи. Многие студены жалуются на большую утомляемость, невнимательность, слабоволие, слабую сосредоточенность и сохранения внимания при выполнении разнообразных задач, что не позволяет повысить эффективность учебного процесса. Именно совершенствование внимания, развитие его свойств играют важную роль в познавательной деятельности, не зависимо от возраста.
Тема развития произвольного внимания интересовала ученых, психологов, педагогов: Выготского Л.С., Гоноболина Ф.Н., Добрынина Н.Ф., Крутецкого В.А., Павлова И.П., Рубинштейна С.Л. и др.
Современная психология, по сути, уже на протяжении многих лет не в достаточной степени исследует данный психический процесс. Собранный за этот период материал нуждается в модификации, поэтому внимание рассматриваем как предмет деятельности, а произвольное внимание- объект [2; с.44]
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Анализ проблемы исследования условия формирования
произвольного внимания у студентов ………………….………………...5
1.1 Сущность и понятие произвольного внимания, его функции и
виды …….………………………………………………………………….....5
1.2 Особенности функционирования произвольного внимания у
студентов…...................................................................................................15
Выводы по Iглаве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………..…...18
Глава II. Экспериментальные изучения развития внимания у
студентов в процессе обучения……………………………………….....20
2.1. Методы исследования характеристик произвольного
внимания студентов…..…………………………………………………….20
2.2. Интерпретация результатов исследования развития
характеристик произвольного внимания студентов……… ……………..24
Выводы по IIглаве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………31
Заключение……………………………………………………………. …...33
Список используемой литературы………………………………….……..36
Приложение А Бланк по методике А.Рея «Переплетенные линии»…..38
Приложение В Сводные результаты исследования по методике
А. Рей………………………………………………………………………. .39
Приложение С Таблица Э. Шульте со случайно расположенными
числами……………………………………………………………………....40
Приложение D Сводные результаты исследования уровня развития внимания по методике Э. Шульте………………………………………….41
Приложение E Сводные результаты значимых различий уровня
развития внимания испытуемых по методике Э. Шульте………………42
Приложение К Сводные результаты исследования по методике А. Рей..43
Список литературы
Апчел В. Я., ЦыганВ. Н. Память и внимание − интеграторы психики. − СПб.: ЛОГОС, 2004. − 120 с, с. 204;
У.Ю.Бруннер» К вопросу о психологии произвольного внимания». 2016г; с.44]
5.Батколина В.В., Теории и технологии школьного образования: учебное пособие. – М.: РосНОУ, 2012. – 80 с.
Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания. - "ВП", 1975.
Дубровинская, Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания : учеб пособие / Н. В. Дубровинская. – М. : Просвещение, 1995. – 144 с. , Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания. М., 2008.
Зенкова Н.А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе: дис. канд. психол. наук. Тамбов, 2003.Портал психологи- ческих изданий
PsyJournals.ru- https://psyjournals.ru/ education21/ issue/ /i55854_full.shtml
[Проблемы психологической готовности студентов к обучению в вузе - Психология образования в XXI веке: теория и практика]
Карвасарский Б. Д. Клиническая психология: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 864 с.; , с. 365;.].
Лавге Н.Н. Психологические исследования. - Одесса, 1893.
Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. 320 с
Маклаков Анатолий Геннадьевич, бщая психология Издательство: Питер ISBN: 5-272-00062-5, Серия: Учебник для вузов , 2016г - 583 с
Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- в 3-х книгах.- Книга 1. Общие основы психологии.- 2-е изд., перераб. и доп.-– М. : Просвещение, 1995. – 576 с.,
Платонов К.К. Психологический практикум. Учебное пособие для техникумов. — М.: Высшая школа, 1980. — 165 с
Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., исп. и доп.-М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
Психологический словарь / Р.С. Немов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
Психология внимания.
Контроль и самоконтроль так же содействуют появлению ПВ. Примером можно привести состояние контроля и сосредоточенности на собственных переживаниях студента, сдающего экзамен.
Соревновательность и соперничество в межличностной конкуренции также способствует возникновения произвольного внимания и стимулируют к достижению успеха.
Таким образом, сосредоточение на цели, к которой нужно прийти, позволяет составить план своих действий, выработать способы её достижения, оценивания, коррекции и верифицирования своих действий. Все эти этапы контролирует произвольное внимание. Д. Джонстон считает, что если некоторая деятельность или информация для человека важны, то он предопределен бессознательно настраиваться на это действие [14, с. 99].
Рассмотрим пример главных условий возникновения произвольного внимания: Студент, живущей в общежитие должен подготовиться к сессии.