Формирование речевой инициативы подростков при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования
Введение
Исходным моментом любого речевого высказывания является речевая ситуация – определенное стечение обстоятельств, побуждающее человека к самому речевому действию и создающее мотив высказывания. Для создания благоприятных условий, влияющих на развитие речевого действия и коммуникации в целом, требуется уделять большое внимание развитию самостоятельности, что в свою очередь влияет на развитие навыка самостоятельного планирования речевого высказывания. При обучении иностранным языкам это в большей степени актуально, поскольку речь является одним из самых главных конечных продуктов. Обучая иностранным языкам подростков большое внимание необходимо уделять их особенностям, так как это напрямую влияет на эффективное развитие их коммуникации.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение………………………………………………………………….………….3
Глава 1. Теория и практика обучения иностранным языкам в условиях дополнительного образования.
1.1. Психолого-педагогические особенности развития подростков………..……6
1.2. Обучение иностранным языкам в условиях дополнительного образования………………………………………………………………………....13
1.3. Речевая инициатива: сущность, структура и пути формирования… …..….16
Выводы по первой главе…………………………………………………………...31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по «формированию речевой инициативы подростков при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования».
2.1. Педагогическая модель формирования речевой инициативы подростков при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования………………………………………………………………………....32
2.2. Диагностический инструментарий сформированности речевой инициативы…………………………………………………………………………44
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по «формированию речевой инициативы подростков при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования».……………………………....…………………..60
Выводы по второй главе……………………………………….……….…..……62
Заключение……………………………………………………………………...…63
Список используемой литературы…………………………………………...…65
Приложения……………………………………………………………….……….72
Список литературы:
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с.
Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,1999. 224 с.
Арешова Э. А. Особенности формирования коммуникативной инициативы
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/
University_Reading/2008/ III/uch_2008_III_00011.pdfВолошинов В. Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л.: Прибой, 1930. 188 с.
Копосова О. Б. Актуализация речевой инициативы подростков в процессе обучения их устной иноязычной речи (На материале английского языка): Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2001. 174 с.
Леонтьев А. А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание.Формы существования, функции, история языка. М., 1970. С. 314–370 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1/leontyev-70.htm
Потебня А. А. Мысль и язык [Электронный ресурс]
Teacher Knowlage Test, Mary Spratt, Cambridge Univercity Press, 2011
ВеденяпинЮ.А. Измерение готовности абитуриентов к обучению в институтах иностранных языков как предпосылка индивидуализации учебного процесса. Автореф. дис. канд. пед. наук: М., 1976. - 25 с.
ГоворовМ.С. Психологическая характеристика инициативы школьников- подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук: М., 1962. - 19 с
ЖинкинН.И. Язык. Речь. Творчество. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
БогоявленскаяД.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
БухбиндерВ.А. Обучение устной речи // Методика обучения немецкому языку в средней школе. - Киев: КГУ, 1984. - 95 с.
БухбиндерВ.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранном языке / Под ред. В.А.Бухбиндера. - Киев: КГУ, 1980. - 217 с.
Перейдем к рассмотрению индивидуально-психологических особенностей учащихся в проявлении ими речевой инициативы.
Исследования психологии и учебной литературы показали, что в некоторых сложных видах деятельности можно найти определенный тип решения проблем - стратегию, которая характерна для определенного человека, это его навыки. У каждого человека есть свое уникальное сочетание приемов и приемов деятельности, которые гарантируют наилучшую работоспособность конкретного человека и неизменно характеризуют его в определенных условиях, его личный стиль деятельности (Климов Е.А.). Исследования многих авторов показывают степень и тип связи между успешностью обучения иностранному языку и индивидуально-психологическими характеристиками учащихся, а также наиболее важными личностными параметрами, влияющими на изучение иностранного языка.