Развитие навыков каллиграфического письма у учащихся iii класса на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Проблема красивого, разборчивого почерка стала в наши дни очень актуальной. Одна из них – дети стали меньше заниматься письмом, в программе общего среднего образования отсутствует предмет – каллиграфия. Помимо этого, письмо постепенно уходит из нашей повседневной жизни, гаджеты с клавиатурой заменяют ручку и листок бумаги.
Также корни данной проблемы обнаруживаются в недостаточном количестве эффективных методик, ограниченности времени, которое учитель может посвятить индивидуальной работе с учащимися по отработке навыков письма, занятости родителей, не уделяющих достаточного внимания закреплению навыков, полученных в школе, и просто непонимание значимости данной проблемы учителями и родителями.
В народе говорят: «Победа любит старание». Это близко каллиграфии написания, так как старательное (красивое) письмо, безусловно, грамотное письмо. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА КАЛЛИГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ8
1.1Истоки каллиграфии и методики обучения письму …… 8
1.2Сущность и определение понятий «каллиграфия», «навык каллиграфического письма», этапы его формирования 15
1.3Педагогические условия и принципы развития навыка каллиграфического письма в младшем школьном возрасте, направления работы по развитию навыка каллиграфии в ІІІ классе 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА КАЛЛИГРАФИЧЕСНОГО ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ III КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 21
2.1Анализ типичных каллиграфических ошибок младших школьников21
2.2Эффективные методы и приемы предупреждения и исправления типичных каллиграфических ошибок на уроках русского языка в третьем классе26
2.3Результаты опытно-экспериментальной работы31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа: плюс-минус. –1999. – №9. – С. 3–10.
2. Ахмадуллин Ш.Т. Скорописание. Как научить ребёнка писать быстро и красиво. Книга-тренинг для детей младшего и среднего школьного возраста. – М. : Нева, 2020. – 192 с.
3. Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной / Г. А. Бакулина // Начальная школа. –2000. – № 11. – С. 54–60.
4. Богданов К.А. Из истории клякс: филологические наблюдения Москва : Новое литературное обозрение, 2012, – 208 с.
5. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания: Учебное пособие для пед. училищ – Л. : Просвещение, 1963, 200 с.
6. Воскресенская А.И. Прописи: Для учащихся 3-го класса нач. школы М. : Просвещение, 1965. –Изд. 9-е. – 32 с.
7. Гаврись Л. Минутка чистописания / Л. Гаврись // Начальная школа: Издательский дом «Первое сентября». – 2013. – № 6. – С. 22–24.
8. Евсеев И.Е. Прописи для упражнения в прямом почерке. – М. : Грамотей. 2018. – 32 с. – (Репринтная пропись).
9. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания: 3 кл.: Пособие для учащихся четырёхлет. нач.шк. – М. : Просвещение, 1988. – 48с.
10. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников : пособие для учителя четырехлет. нач. шк. / Л.Я. Желтовская Е.Н. Соколова. – Москва : Просвещение, 1987. – 123 с.
11. Жиренко, О.Е. Тренажёр по чистописанию: Переход с узкой строки на широкую. 2-3 классы/ О.Е.Жиренко, Е.В. Колоджных. – М.: ВАКО, 2021. – 64с.
12. Заиграева Н. В. Совершенствование графомоторных навыков у младших школьников с недостатками письма / Н. В. Заиграева, Т. С. Магдеева // Начальная школа. – 2019. – № 7. – С. 37–41.
13. Земцова Е.А., Савицкая Н.В. Графоритмика: Эффективное средство формирования и коррекции почерка у детей младшего школьного возраста / Земцова Е.А., Савицкая Н.В.// Пачатковая школа. – 2020. – №8. – С.40–44.
14. Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков // Начальная школа. – 1999. – №10. – С. 37–39.
15. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа.–1999. – №8. – 16–24.
Графический навык – автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков в буквы, а также начертание их на бумаге. Приемлемы сочетания: графический навык, но каллиграфический почерк, письмо.
Графическая система – совокупность букв алфавита, имеющая определённую структуру, которая характеризуется наличием структурных единиц постоянной формы и пространственно-количественным типом отношений между ними.
К графическим ошибкам относятся разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственной ориентации и количества элементов в буквенном знаке.
Сформировать навык каллиграфического письма, значит научить выполнять учебную деятельность, связанную с умениями анализировать буквы и буквенные комплексы на уроках письма.
В нашей работе будем использовать определение письма как процесса воспроизведения букв и их комплексов на бумаге с помощью определенных движений рукой. Его психофизиологический механизм представлен слухо-артикуляционным, зрительно-двигательным и рукодвигательным компонентами [38, с. 7].