Развитие словаря прилагательных у детей среднего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи III уровня
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования.
В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано: ребенок «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек», что составляет одну из социально-нормативных характеристик возможностей ребенка в дошкольном возрасте.
Воспитанием правильной речи у детей является одной из основных проблемой логопедии. Изучением развития речи в норме проводилось многими отечественным и зарубежными исследователями, А.Н. Гвоздева, М. Зееман, Е. И. Тихеева, др. Было выявлено, что в ходе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛОГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..............................................................................................................7
1.1. Словарь прилагательных. Понятия словаря прилагательных. Особенности развития в онтогенезе……………………………………………………………7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. Особенности словаря прилагательных с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня…………………………………………………………………20
1.3. Использование дидактической игры, понятие, как средство развития словаря прилагательных у детей с (ОНР) III уровня……………………………………………………………………………37
1.4. Обзор методик исследования словаря прилагательных детей среднего дошкольного возраста с (ОНР) III уровня……………………………………..42
1.5. Обзор методик развития словаря прилагательных детей 4-5 лет с (ОНР) III уровня…………………………………………………………………………46
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………52
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С (ОНР) III УРОВНЯ.……………………………………………………………54
2.1. Организация и проведения обследование…………………………………54
2.2. Результаты обследование…………………………………………………..58
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...62
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………64
Список литературы не найден
Допускались такие ошибки как замены слов на более лёгкие - 6.7% (длинный - маленький), замены прилагательных на глаголы - 2.5% (весёлый - смеётся, грустный – плачет), отказ от ответов - 26.7%.
Об этом пишет Р.И. Лалаева [25]: «При объяснении значения прилагательных дошкольники среднего возраста используют определения с помощью глаголов».
Итог: на основании представленных результатов состояния активного словаря можно сказать, что активный словарь признаков находится у - 70% детей на среднем уровне, у 10% детей низкий уровень развития, и у 20% на высоком уровне развития. При обследовании активного словаря дети не всегда правильно называют прилагательные, т.е. заменяют их. Они не могут дифференцировать их по признакам величины, высоты, ширины, толщины.