Развитие у младших школьников музыкально-слуховых представлений при обучении игре на скрипке
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном музыкально-педагогическом процессе центром развития является личность ученика. Из личностных качеств, проявляющихся в музыкально-творческой деятельности, огромное значение приобретает музыкальность. Сущность музыкальности – это способность эмоционально откликаться на музыку, также слышание музыки. Одной из отличительных черт процесса развития музыкального слуха является формирование выразительного слышания музыки. В науке принято условное разделение музыкального слуха на внешний и внутренний. Цель внешнего слуха – восприятие целостного образа музыки. Внутренний слух находит свое выражение в мысленном представлении звучащей музыки.
Исполнители на струнно-смычковых инструментах, по выражению Н. Гарбузова, «творят интонации», а не используют готовые звуки.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА СКРИПКЕ8
1.1 Проблема развития у младших школьников музыкально-слуховых представлений при обучении игре на скрипке8
1.2 Особенности развития музыкально-слуховых представлений при обучении игре на скрипке14
1.3 Педагогические условия развития у младших школьников при музыкально-слуховых представлений обучении игре на скрипке21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА СКРИПКЕ32
2.1. Диагностика уровня развития у младших школьников музыкально-слуховых представлений при обучении игре на скрипке32
2.2 Реализация педагогических условий развития музыкально-слуховых представлений при обучении игре на скрипке37
2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по развитию музыкально-слуховых представлений у младших школьников при обучении игре на скрипке48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ55
ПРИЛОЖЕНИЯ57
Список литературы
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. М.:Издательский центр «Академия», 2004.-336 с.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Под общей ред. М.И, Ройтерштейна. – М.:Музыка, 2006.-336 с.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Сов. комп, 1973. – 175 с.
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. – М., 1965.
Баринская А. И. Начальное обучение скрипача.– М., 2007.
Берлянчик М. Пути активизации интонационно-мелодического мышления начинающего скрипача.// Вопросы музыкальной педагогики. – М.,1980. Вып.2.
Выготский Л. С. Педагогическая психология: Краткий курс. – м.: Работник просвещения, 1926.
Гарбузов Н. А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. – М. – Л.: Музгиз, 1951. – 64 с.
Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие. – М.: Музыка, 1978. – 82 с.
Готсдинер А.Л. Подбирание и транспонирование по слуху при обучении игре на скрипке.// Из опыта воспитательной работы в детской музыкальной школе.- М., 1969
Готсдинер А. Л. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классе скрипки. – Л., 1963.
Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М., 1993.
Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986.
Камиларов Е. О технике левой руки скрипача.- Л., 1961
Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника. – М., 1966.
Медянников А. И. Психология развития музыкальных способностей детей и взрослых. – М., 2002.
Мильтонян С. О. Педагогика гармоничного развития музыканта. – Тверь, 2003.
Мищенко Г. М. Проблемы использования звукотворческой воли. – Архангельск, 2001.
Мострас К. Г. Упражнения//Очерки по методике обучения игре на скрипке. – М., 1960.
Мострас К. Г Интонация на скрипке. – М., 1960
Музыкальная психология: Хрестоматия / сост. М. С. Старчеус. – М., 1992.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982
М. Б. Теплов считает, что чувствительность к высоте звука можно улучшить с помощью специальных упражнений. Особенностью такого слуха является то, что он имеет зональный характер, и поэтому отклонения от абсолютной точной высоты могут составлять до 25 центов. «Чувствительность к различению высоты – это не музыкальный слух, а всего лишь слух настройщика», - утверждал Теплов [33, с. 94]. Поэтому чувствительность, проявляющаяся в «сравнении», бесполезна для музыкальной деятельности. Более важной является способность чувствовать движение звуковой высоты как выражение определенного жизненного содержания.
В звуковысотном слухе выделяются две его разновидности: абсолютный слух и относительный слух.