Повышение информационной культуры учителя
Введение
Актуальность диссертационного исследования обусловлена положениями Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., а также Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" 2018 – 2025гг., Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 24.12.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022) В создавшейся ситуации в круг государственных приоритетов в области образования Российской Федерации входит создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. Важнейшими задачами являются создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, подготовка и закрепление в образовании и науке научно-педагогических кадров, а также повышение конкурентоспособности российского образования.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты развития информационной культуры15
Понятие информационной культуры в психолого-педагогической литературе15
Содержание компонентов информационной культуры учителя25
1.3. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учителя32
Выводы41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению информационной культуры учителя43
2.1 Диагностика уровня информационной культуры учителя43
Разработка и внедрение программы специального курса «Повышение информационной культуры профессиональной деятельности учителя»63
Анализ и оценка результатов формирования информационной
культуры учителя в условиях образовательного учреждения72
Выводы81
Заключение83
Список литературы87
Приложения94
Список использованной литературы
1. Абасов, 3. Подготовка учителей к работе в инновационной среде [Текст] / Абасов // Высшее образование в России. - 2013. — № 10. - С. 18-22.
2. Аванесов, В. С. Модернизация образования: основные проблемы [Текст] / В. С. Аванесов // Образовательные технологии. -2011. - № 1.-С. 3- 20.
3. Артамонова, Е. И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика [Текст] / Е. И. Артамонова. - М., 2014. - 271 с.
4. Атаян, А. М. К вопросу о формировании информационной культуры [Электронный ресурс] / А. М. Атаян // ito.bitpro.ru/1998-99/a/atayan- t.html от 16.01.99
5. Ашеров, А. Т. Информационная культура: сущность понятия [Текст] / А. Т. Аше ров. Т. Л. Богданова // Известия международной академии наук высшей школы. - 2015. - № 4. - С. 201-215.
6. Бенин, Л. В. Сущность понятия педагогическая культура» [Текст] / Л. В. Бенин //Понятийный аппарат педагогики. - Екатеринбург, 2016. — 89 с.
7. Бершадский, М. Е. Иллюзии и реальность технологического подхода в образовании [Текст] / М. Е. Бершадский // Школьные технологии.
-2012. - № 2. - С. 59-65.
8. Бершадский, М. Е. Ошибки восприятия информации, причины их возникновения и возможности устранения [Текст] / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. - 2012. — № 3. - С. 63-70.
9. Бершадский, М Е. Способно ли личностно ориентированное образование обеспечить подготовку к жизни в информационном обществе? [Текст] / М.Е. Бершадскнй // Школьные технологии. - 2011. - № 5. — С. 34— 42.
10. Бовтенко. М. А. Профессиональная информационно- коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка / М. А. Бовтенко. - Новосибирск : Изд-во НТТУ. 2015. - 244 с: ил.
11. Бондаревская, Е. В. Введение в педагогическую культуру [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону. 1996. — 109 с.
12. Видт, И. Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы [Текст] / П. Е. Вндт // Педагогика. - 2012. - № 3. - С. 3-7.
13. Гаргай. В. Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: Интегративная модель [Текст] / В. Б. Гаргай // Педагогика.
— 2004. - №8. - С. 87-91.
14. Гаргай, В. Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения [Текст] / В. Б. Гаргай //Педагогика. - 2014. -
№ 2. - С. 72-79.
15. Гендина, Н. И. Концепция информационной культуры личности н международные стандарты информационной грамотности: гуманитарный подход [Текст] / Н. И. Гендина // Известия международной академии наук высшей школы. - 2004. - № 4 (30). - С. 191-204.
16. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод, пособие [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. - М.
: Школьная б-ка, 2002. - 288 с.
17. Гильмеева, P. X. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации [Текст] / P. X. Гильмеева // Методист. - 2012 - № 5. - С. 6-8
18. Гусакова, Т. М. К вопросу формирования информационной культуры педагога [Электронный ресурс] / Т. М. Гусакова. - Точка доступа: Jittp//gus@ maii.flo.ru от 16.05.2017.
19. Данильчук, Е. В. Методологические предпосылки н сущностные характеристики информационной культуры педагога [Текст] / Е. В. Данильчук // Педагогика. - 2003. - № 1. - С. 65-73.
20. Ечмаева. Г. А. Информационная культура будущих специалистов аграрного профиля среднего звена: состояние н проблемы развития [Текст] /
Г. А. Ечмаева. 3. В. Семенова // Стандарты и мониторинг. - 2006. - № 6. - С. 38—43.
21. Жданова С.Н., Валеева М.А., Яблонских Ю.П. Информационная культура социального педагога [Текст] / С.Н.Жданова. – Оренбург: ОренПечать, 2013.
Ценностный, этический и правовой элементы являются структурными частями «информационного миропонимания учителя».
Информационное миропонимание учителя подразумевает концепцию ценностей, взглядов, убеждений, целей моральных норм, принципов педагогического общения в информационном пространстве, гарантирующих эффективную самореализацию личности учителя при решении педагогических задач.
Сущность информационного миропонимания педагога определяется ценностным, этическим и правовым компонентами.
Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учителя
Насовременномэтапеосновополагающимицелямистановления формирования информационной культуры учителя становятся:
улучшение профессиональных качеств педагога и педагогическое мастерство;
сформированные навыки работы работать в информационно- образовательном пространстве;