Диалог как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс социализации ребенка и развития происходит под влиянием целенаправленного воспитания, а также совместного общения со взрослым, сверстником и стихийных факторов во взаимодействии с окружающей средой.
В системе взаимоотношений важную роль имеет общение как основной элемент и средство социализации, а именно через коммуникацию, разговор личность может изучать и перерабатывать социальный опыт, самовыражаться, изменять себя и окружающую его действительность, (занимать активную позицию в процессе социализации). Способность конкретно, искусно, лаконично выразить свою мысль, вступить в акт общения, выработать свою позицию и выразить ее вербально служат как показатель общего, умственного, личностного развития человека. Это весьма важно для социализации ребенка в современном обществе. Умения вступать в коммуникацию, поддерживать разговор, соблюдать речевой этикет приобретают особую важность для ребенка с низким уровнем развития диалогической речи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..5
1.1 Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических и лингвистических исследованиях……………….5
1.2 Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..9
Выводы по главе 1……………………………………………………….….15
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………17
2.1 Педагогические условия, методы обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….17
2.2 Серия занятий по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..21
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….25
Выводы по главе 2……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… ……………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966.- 608с.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: С.159-206.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. – М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001. – С. 65-82.
5. Зимняя, И.А. Психология слушания и говорения [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук / И.А. Зимняя. – М.: [б. и.], 1973. – 32 с.
6. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия; МГУ. – М., 1979. – С. 203-207.
7. Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей [Текст] / И.Г. Песталоцци // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2000. – С. 197-218.
8. Радина, Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] / Е.И. Радина // Хрестоматия.2001. -328 с.
9. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. — М., 1989.- 94 с.
10. Чулкова А.В. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста: дис. кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Одесса, 1994. - 145 c.
11. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986. - С. 17-58
Только в общении друг с другом они чувствуют себя по-настоящему раскованными, свободными и равными. В диалоге со сверстником максимально приходится ориентироваться на индивидуальные особенности товарища, принимать во внимание его возможности вследствие чего произвольно выстраивать свое высказывание, применяя контекстную речь.
В разговоре со сверстниками рождается содержание, которым индивидуально не обладает ни один из партнеров, оно появляется лишь во взаимодействии. Именно в диалоге они учатся самоконтролю, самодеятельности, самоорганизации.
Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. А. В. Чулкова в своих исследованиях отмечает, что дети в этом возрасте испытывают радость от общения. Они могут использовать различные типы предложений, пользоваться прямой речью [9,с. 41]. Диалоги старших дошкольников имеют более сложную структуру по сравнению с детьми младшего возраста, однако они еще малосодержательны.