Проблема одаренности школьников в педагогической теории и школьной практике
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Еще совсем недавно в интеллектуальном и эмоциональном плане все дети считались равными, полагалось достаточным обучить их сопереживанию, размышлению и решению сложных логических задач. Целью же образования на сегодняшний день, главным образом, является формирование всесторонне развитой, активной, творческой личности. В связи с этим в последние десятилетия одним из основных принципов образования в Российской Федерации является индивидуальный подход к воспитанию, что подразумевает обучение и воспитание школьников с учётом склонностей, особенностей характера и мышления каждого из них. Благодаря данному подходу у педагога есть возможность выявить направленность личности каждого ребёнка, его склонности, интересы, способности и активно воздействовать на учащихся во время образовательного процесса и воспитания, самостоятельно корректировать определённые интересы и потребности, направляя формирование их индивидуальности.
Оглавление
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Проблема одаренности школьников в педагогической теории и школьной практике.....................................................................................................5
Сущность понятия и виды одаренности.........................................................5
Дидактические условия работы с одаренными детьми...............................16
Выводы к главе 1.......................................................................................................26
Глава 2. Изучение педагогического опыта по организации работы с одаренными школьниками в процессе обучения.........................................................................27
2.1. Методики диагностики детской одаренности................................................27
2.2. Основные методические принципы работы с одаренными детьми..............31
Выводы к главе 2.......................................................................................................35
Заключение................................................................................................................36
Список использованных источников..................................................................... 38
Список использованных источников.
Белова, Н.В. Психологические особенности одаренного ребенка / Н.В. Белова, Е.В. Боброва, Л.И. Зверева. // Пермский педагогический журнал. - 2012г. - No3 С. 90-93.
Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие, Казань: ТГГПУ, 2010. -56 с.
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. "Рабочая концепция одаренности", М., 2003. - 90 с.
Богоявленская, Д. Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. - 2000г. Том V - No 4
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей, М.: ИЦ Академия,2002.;глава 5, 317с.
Бочарникова, А.Г. "Свой" учитель для одаренных / А.Г. Бочарникова // Научно-практический журнал ?Одаренный ребенок?. - 2009г. - No6 С. 35-38.
Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. / Э.А. Голубева. Феникс+, 2005г. - 512 с.
Иванова Е. А Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение. // Научный электронный архив.
Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков,1996 г. - 142 с.
Кривунь, М.П. Проблема детской одаренности в педагогической науке и практике / М.П. Кривунь // Ярославский педагогический вестник. - 2014г. Том II - No3. - С. 20-25.
Кулагина И.Ю. Педагогическая психология, учебное пособие; под ред., М.: ТЦ Сфера, 2008 г. - 480 с.
Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков, учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М; под ред. -2-е изд., перераб. и доп., М.: ИЦ Академия, 2003 г. - 332 с.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников, учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений, М.: ИЦ Академия,2000.
Матюшкин А.М. ?Загадки одаренности: проблемы дидактической диагностики ?, М.: Директ-Медиа, 2014. – 127 с.Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г. - 140 с.
В данное время существует множество научных трактовок понятия детской одаренности, классификаций, многие из них могут быть весьма противоречивы. Однако, наиболее часто как у зарубежных (К. Хеллер, Дж. Рензулли, Л. Аткинсон, Дж. Фельдхусен, Б. Блум и пр.), так и отечественных ученых (Л.А. Вегнер, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшин, Н.Н. Поддьяков и др.) встречается представление об одаренности как о сочетании высокого интеллектуального развития, творческих способностей и определенных личностных качеств.
Говоря об одаренности необходимо начать со сходства данного понятия с понятием "способности". Под способностями чаще всего подразумевают отличающие одного человека от других особенности психического и физического развития, имеющие отношение к успешному выполнению каких-либо задач. Часто в основе развития способностей лежат некоторые врожденные особенности, качества, задатки.
Под термином "одаренность" мы понимаем психические и физические качества личности, развивающиеся в течение жизни человека, и определяющие возможности достижения им выдающихся результатов в одной или нескольких сферах деятельности или же как значительное опережение индивида в физическом или умственном развитии, выходящее за рамки возрастных норм, либо наличие у него исключительных способностей. При этом важно понимать, что данное понятие означает единство высокого уровня интеллекта и наличие желания развиваться, направленности личности на самосовершенствование.