Символика "вещного мира" в художественном пространстве прозы Виктории Токаревой
ВВЕДЕНИЕ
Литературный процесс очень изменился в последние десятилетия. Изменились темы, герои, конфликты. Эти изменения связаны прежде всего с приходом женщин сферы общественной жизни, и в литературный мир в частности.
Происходившие в литературе изменения порождали насущную необходимость определения ведущих линий художественного обновления и литературной преемственности, классификации идейно-тематических и стилевых исканий. Однако «женская составляющая» литературного процесса - за исключением нескольких работ последних лет — целенаправленному анализу и научному осмыслению в нашем литературоведении до сих пор практически не подвергалась.
Виктория Самуиловна Токарева – яркий представитель «женской прозы». Автору удалось описать женскую логику, психологию. По Токаревой, мужчина в сложный для него период сжигает города и истребляет целые миры тогда, когда женщина действует в «своем» (или «чужом») пространстве: доме, семье, больнице, ресторане. Она смотрит «женским» взглядом на «женские» вопросы любви, дружбы, верности, карьеры. Произведения Токаревой отличаются большей чувственностью, интригой, легкостью – тем, что близко всем оставившим домашние дела женщинам, чтобы прикоснуться к книгам о «таких, как они». В этой связи рассказы автора стали называть «литературой для домохозяек». Мы ставим этот под сомнение этот тезис, потому что женщина в рассказах писательницы – уникальна, она существует в двух пространствах: том, что призвано тяготить героиню бытовым, грязным и уставшим миром, и тем миром, что порой она придумывает сама, мир мечты, ожидания, любви, праздника и успеха. Мы рассматриваем мир героинь через призму вещей, принадлежащих каждому из этих миров, чтобы доказать, что бытовой мир героинь Токаревой не односложен, не затянут в узел проблем, а многослоен, сложен и уникален, так же, как и многосложна, сложна и уникальна их душа.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ: СЕМАНТИКА И ФУНКЦИИ.............................................................................................................8
1.1.?К вопросу о содержании понятия ?символ?………………………8
1.2. Классификация символов…………………………………………16
1.3. Функции символов в художественном произведении…………..20
Выводы………………………………………………………………….28
II. СИМВОЛ, ВЕЩЬ, ПРОСТРАНСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. ТОКАРЕВОЙ29
2.1.Творчество В.Токаревой в контексте современной женской прозы…………………………………………………………………………..29
2.2. Художественное пространство в прозе В.Токаревой…………...43
2.3?Вещный мир? как носитель символов пространства…………...56
Выводы64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Аверинцев С.С. Символ художественный. – М., 1968. – 161 с.
Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс. – М.: Прогресс, 1990. – 512 с.
Ахундов М.Ю. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. С. 3.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 235.
Вопросы литературы, 1974. №3. С. 133-179 (Фрагмент работы); полностью в кн.: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407
Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гёте // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 374.
Белый А. Арабески. – М., 1911.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика. – М., 1968, Т. 1.
Коточигова Е.Р. Вещь в художественном изображении // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М.: Изд. "AcademiA", 1999. - С. 37-47.
Косиков Г.К. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. – М., 1993. – 194
Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -М.: Наука, 1979. - 360 с.
Лихачев Д.С. Текстология: на материале рус. лит. Х- XVII вв.. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. - 639 с.
Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. – М., 1976
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Тр. по языкознанию. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 479 с.
Лотман Ю. Женский мир / Лотман Ю. Беседы о русской культуре. - СПб: Искусство, 1994.
Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве // Избранные статьи в 3 т.. Таллинн, 1992. Т. 1.
Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199
Лотман Ю.М. – Символ в системе культуры – М., 1987. – 76 с.
Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства и времени в прозе Гоголя // Избранные статьи в 3 т. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. - С.413-448.
Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического
Таким образом, символ можно рассматривать как единораздельную целостностью, которая пре- дельно сжато, сконцентрировано выражает определенный социокультурный смысл. Символ – это образное представление идеи, обладающее одновременно и внутренней определенностью и потенциальной бесконечностью смысловых перспектив, которые никогда не исчерпываются какой-то одной интерпретацией.
Изучение символа, как правило, ограничивается трактовкой отдельных символических структур, их классификацией. Смысл понятия ?символ? не становится более определенным. Функционируя в различных сферах общественной жизни, символ приобретает свою специфику в каждой из них.