Символика "вещного мира" в художественном пространстве прозы Виктории Токаревой

Скачать диссертацию на тему "Символика "вещного мира" в художественном пространстве прозы Виктории Токаревой" в которой изложены теоретические основы данного исследования, сделан обзор научной литературы по данной проблеме. Описаны основные положения теории символа
Author image
Iskander
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
29.08.2023
Объем файла
357 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Литературный процесс очень изменился в последние десятилетия. Изменились  темы, герои, конфликты. Эти изменения связаны прежде всего с  приходом женщин сферы общественной жизни, и в литературный мир в частности.
Происходившие в литературе изменения порождали насущную необходимость определения ведущих линий художественного обновления и литературной преемственности, классификации идейно-тематических и стилевых исканий. Однако «женская составляющая» литературного процесса - за исключением нескольких работ последних лет — целенаправленному анализу и научному осмыслению в нашем литературоведении до сих пор практически не подвергалась. 
Виктория Самуиловна Токарева – яркий представитель «женской прозы». Автору удалось описать женскую логику, психологию. По Токаревой,  мужчина в сложный для него период сжигает города и истребляет целые миры тогда, когда женщина действует в «своем» (или «чужом») пространстве: доме, семье, больнице, ресторане. Она смотрит «женским» взглядом на «женские» вопросы любви, дружбы, верности, карьеры. Произведения Токаревой отличаются большей чувственностью, интригой, легкостью – тем, что близко всем оставившим домашние дела женщинам, чтобы прикоснуться к книгам о «таких, как они». В этой связи рассказы автора стали называть «литературой для домохозяек». Мы ставим этот под сомнение этот тезис, потому что женщина в рассказах писательницы – уникальна, она существует в двух пространствах: том, что призвано тяготить героиню бытовым, грязным и уставшим миром, и тем миром, что порой она придумывает сама, мир мечты, ожидания, любви, праздника и успеха. Мы рассматриваем мир героинь через призму вещей, принадлежащих каждому из этих миров, чтобы доказать, что бытовой мир героинь Токаревой не односложен, не затянут в узел проблем, а многослоен, сложен и уникален, так же, как и многосложна, сложна и уникальна их душа. 

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ: СЕМАНТИКА И ФУНКЦИИ.............................................................................................................8
1.1.?К вопросу о содержании понятия ?символ?………………………8
1.2. Классификация символов…………………………………………16
1.3. Функции символов в художественном произведении…………..20
Выводы………………………………………………………………….28
II. СИМВОЛ, ВЕЩЬ, ПРОСТРАНСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. ТОКАРЕВОЙ29
2.1.Творчество В.Токаревой в контексте современной женской прозы…………………………………………………………………………..29
2.2. Художественное пространство в прозе В.Токаревой…………...43
2.3?Вещный мир? как носитель символов пространства…………...56
Выводы64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ88

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Аверинцев С.С. Символ художественный. – М., 1968. – 161 с.
Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс. – М.: Прогресс, 1990. – 512 с.
Ахундов М.Ю. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. С. 3.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 235.
Вопросы литературы, 1974. №3. С. 133-179 (Фрагмент работы); полностью в кн.: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407
Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гёте // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 374.
Белый А. Арабески. – М., 1911.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика. – М., 1968, Т. 1.
Коточигова Е.Р. Вещь в художественном изображении // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М.: Изд. "AcademiA", 1999. - С. 37-47.
Косиков Г.К. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. – М., 1993. – 194
Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -М.: Наука, 1979. - 360 с.
Лихачев Д.С. Текстология: на материале рус. лит. Х- XVII вв.. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. - 639 с.
Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. – М., 1976
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Тр. по языкознанию. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 479 с.
Лотман Ю. Женский мир / Лотман Ю. Беседы о русской культуре. - СПб: Искусство, 1994.
Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве // Избранные статьи в 3 т.. Таллинн, 1992. Т. 1.
Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199
Лотман Ю.М. – Символ в системе культуры – М., 1987. – 76 с.
Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства и времени в прозе Гоголя // Избранные статьи в 3 т. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. - С.413-448.
Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического

 Таким образом, символ можно рассматривать как единораздельную целостностью, которая пре- дельно сжато, сконцентрировано выражает определенный социокультурный смысл. Символ – это образное представление идеи, обладающее одновременно и внутренней определенностью и потенциальной бесконечностью смысловых перспектив, которые никогда не исчерпываются какой-то одной интерпретацией.
Изучение символа, как правило, ограничивается трактовкой отдельных символических структур, их классификацией. Смысл понятия ?символ? не становится более определенным. Функционируя в различных сферах общественной жизни, символ приобретает свою специфику в каждой из них.