Особенности слухового самоконтроля детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему "Особенности слухового самоконтроля детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи" в которой изучены особенности формирования фонетико-фонетического аспекта речи в онтогенезе
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.08.2023
Объем файла
269 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В дошкольном возрасте большая часть детей уже освоили звуковую сторону речи, имеют довольно большой словарный запас, обладают умением грамматически правильно составлять предложения. Но, к сожалению, не у всех детей процесс овладения речью протекает одинаково. Во многих случаях он искажается, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, которые нарушают нормальный ход ее развития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Правильная детская речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, потому что именно на основе устной речи формируется письменная.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ5
1.1 Формирование фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе6
1.2 Особенности слухового самоконтроля детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи9
1.3 Условия формирования слухового самоконтроля у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ23
2.1 Исследование уровня сформированности слухового самоконтроля детей старшего дошкольного возраста23
2.2 Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи35
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ47
ПРИЛОЖЕНИЕ51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ, 2008. – 60 с.
Бабаева, Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова. – Спб.: «Детство Пресс», 2007. 47
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
Барылкина, Л.П. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями чтения и письма: пособие для учителей, логопедов и родителей / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова.– М.: за знания, 2005. – 128с.
Бельтюков, В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Электронный ресурс] / В. И. Бельтюков. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841141.htm
Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Текст] / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – С. 34.
Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений / С.Е. Большакова. – М.: Сфера, 2005. – 125с.
Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А. Быстрова, З.А.Сизова, Т.А. Шуйская.– СПб.: КАРО, 2001. – 112с.
Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. – М., 2001. – 68с.
Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи [Текст] / Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2007.
Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Электронный ресурс] / А.Н. Гвоздев. - Режим доступа : http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M7/file/2.pdf
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – 472 с.
Горелов, И. Н. Основы психолингвистики [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - Режим доступа : https://refdb.ru/look/2858302-pall.html

Например, произнося слоги ребенок одновременно «лепит снежок». Произносить слоги с различной интонацией и соответствующим выражением лица (игра «Передай настроение»). А на материале слов интересная многоплановая игра, которая может тоже использоваться как прием формирования самоконтроля у старших дошкольников - называется «Считалочка-бормоталочка». Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качается» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками [Нищева, 2013].