Влияние инновационного обучения на умственное развитие подростков
Введение
Особенности умственного развития личности являются предметом разнообразных психологических и междисциплинарных исследований в течение уже многих десятилетий, однако в последнее время интерес к этой проблеме существенно возрос и приобрел характер устойчивой тенденции. Объяснить это можно изменениями в современном обществе, где именно интеллектуальные ресурсы человека приобретают главную ценность, способную качественным образом изменить и ускорить развитие всего социума в целом.
Кроме того, чрезвычайно важной и все более актуальной становится проблема возрастной динамики умственного развития в различных возрастных периодах. Большинство авторов признает особую роль подросткового и юношеского возраста, характеризующегося качественными изменениями в развитии умственных ресурсов личности, связанными со становлением «мышления в понятиях» (Л.С. Выготский), «формального мышления» (Ж. Пиаже), «понятийного мышления» (Л.М. Веккер, М.А. Холодная, Л.Я. Ясюкова).
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы влияния инновационного обучения на умственное развитие подростков 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста 7
1.2. Понятие об инновационном обучении и инновациях в образовании 12
1.3. Влияние инновационных методов обучения на умственное развитие подростков 22
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния инновационного обучения на умственное развитие подростков 32
2.1. Методы и методики исследования 32
2.2 Описание выборки испытуемых 40
2.3. Анализ полученных результатов исследования 60
2.4. Обсуждение результатов исследования 74
Выводы по 2 главе 77
Заключение 79
Список литературы 81
Список литературы
Ахметова Л.В. Структурная самоорганизация детерминант когнитивной сферы личности младших школьников / Л.В. Ахметова. – Сб. мат-лов. 2012. – 135 с.
Ахметова Л.В. Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сферы личности учащихся / Л.В. Ахметова. – Вестник ТГПУ Выпуск 2 (53). Психология. 2012. – С. 34-39
Браташова М. В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков / М. В. Браташова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 20. – № 1. – С. 94-99.
Бобомуротова З.М. Инновационные технологии в формировании умственных способностей у детей // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/02/91530 (дата обращения: 18.06.2021).
Бороздина Г. В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
Будрина Е. Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения / Е. Г. Будрина // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. – № 4. – С. 33-46.
Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А. В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 336 с.
Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка / О. В. Вишнякова, – М.: Рус. яз., 2010. – 352 с.Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин, – Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.Воронкова И.В. Особенности учебной мотивации и интеллектуального развития подростков, обучающихся в разных дидактических системах / И. В. Воронкова // Психологическая наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 80-88.Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные мето
Наиболее актуальными направлениями инноваций являются: личностно-ориентированное обучение, реализующее модель сбалансированного взаимодействия взрослого и ребенка; вариативное образование, предполагающее разнообразие подходов, методов и форм организации образовательного процесса; изменения в сфере контроля качества знаний учащихся; акцентирование в учебном процессе внимания на формировании регуляторных процессов и механизмов самосознания учащихся; интеграция базового и дополнительного образования как социокультурного механизма образования; внедрение в образовательный процесс информационных технологий; создание новых образовательных стандартов;