Формирование коммуникативных компетенций обучающихся в профессиональном образовании
Введение
Объективной реальностью современного мира является постоянное развитие процессов общения. Чтобы жить в обществе, люди вынуждены контактировать, взаимодействовать, пересекаться в деятельности с другими людьми. Это требует улучшения коммуникативной компетентности, проявляющейся в том числе в развитии адекватной ориентации человека в самом себе, в собственном психологическом потенциале, потенциале партнеров по взаимодействию, в ситуациях и задачах общения.
В соответствии с этим, государство предъявляет новые требования к подготовке современного специалиста, особенно специалиста в области образования.
Обозначенные выше объективные запросы общества диктуют и необходимость изменения системы профессионального образования, а именно - переход на компетентностную модель подготовки специалистов и сформированность у выпускников общих и профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом. Коммуникативная компетентность является важным компонентом профессиональной компетенции педагога, поскольку в области образования речь является инструментом профессиональной деятельности и является основным фактором эффективного педагогического общения. Анализ научной и теоретической литературы по вопросам, связанным с коммуникацией, общением, коммуникативной компетентностью личности, позволяет судить о том, что структура, функции общения и отношения межличностного взаимодействия достаточно хорошо изучены и детально освещены в трудах философов (Л. П. Буева, М. С. Каган, Б. Д. Парыгин, В. М. Соковнин и др.), психологов (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, В. Н. Куницына, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. В. Рыжов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, И. М. Юсупов, В. А. Якунин и др.), социальных психологов (Е. С. Кузьмин, Ю. Н. Емельянов), педагогов (В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина, М. И. Лисина, Г. И. Михалевская, А. В. Мудрик и др.), социальных педагогов (Б. З. Вульфов, Г. А. Кудрявцева, Ф. А. Мустаева, В. А. Фокин и др.). Проблема коммуникативной компетентности исследовалась С. Л. Братченко, Ю. Н. Емельяновым, О. П. Санниковой, В. Д. Ширшовым и др.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных компетенций обучающихся в профессиональном образовании. 6
1.1 Анализ состояния проблемы формирования коммуникативных компетенций обучающихся в теории и практике профессионального образования.6
1.2 Сущность и структура коммуникативных компетенций обучающихся в профессиональном образовании. 17
1.3 Модель формирования коммуникативных компетенций обучающихся в профессиональном образовании. 28
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Организационно-методические условия формирования коммуникативных компетенций обучающихся в профессиональном образовании. 44
2.1. Создание образовательной среды, характеризующейся партнерскими взаимоотношениями междувсемиучастниками образовательного процесса. 44
2.2 Использование в образовательном процессе личностно-ориентированных и интерактивных педагогических технологий. 51
2.3 Создание программы развивающих занятий, направленных на формирование коммуникативных компетенций обучающихся. 56
Вывод по главе 2 70
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 80
Список литературы
А рха нге льски й, С.И . Ле кци и по те о ри и о бу че ни я в вы сше й шко ле / С.И Архангельский – Москва: Вы сша я шко ла , изд. 1974. – 383 с. - ISBN 978-5-9929-0506-9 ; Текст: непосредственный
А рха нге льски й, С.И . У че бны й про це сс в вы сше й шко ле , е го за ко но ме рны е о сно вы и ме то ды / С.И Архангельский – Москва: Высшая школа , изд. 1980. – 368 с. - Текст: непосредственный
Ахулкова, А .И . Те хно ло ги и фо рми ро ва ни я про фе сси о на льно й ко мпе те нтно сти бу ду щи х пре по да ва те ле й пе да го ги че ско го ко лле джа 13.00.08 «Педагогика» дис.. ка нд. пе д. на у к /Ахулкова А на ста си я И ва но вна ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева".– О ре л, 2004. – 197 с. Текст: непосредственный
Ба ра но ва , О .В. Формирование информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в условиях прикладного бакалавриата : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Баранова Ольга Владимировна Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2018. - 26 с. Текст: непосредственный
Башкова, С.А . Развитие профильно-специализированных компетенций студентов профессионально-педагогического вуза : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Башкова Светлана Александровна; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. -252 с. Текст: непосредственный
Бо ча рни ко ва , М. А . По ня ти е «ко мму ни ка ти вна я ко мпе те нци я » и е го ста но вле ни е в на у чно й сре де / М. А . Бо ча рни ко ва . — : // Мо ло до й у че ны й. — 2009. — № 8 (8). — . 130-132с. Текст: непосредственный
Бо ло то в, В.А . Ко мпе те нтно стна я мо де ль: о т и де и к о бра зо ва те льно й про гра мме / А.В Болотов - : // Молодой ученый. — 2003. — № 10. — 8-14с.
При этом педагогический процесс можно представить «как систему из пяти элементов (И.В. Кузьмина): цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся». Предметом моделирования может стать как педагогическая система в целом, так и ее отдельные элементы. [24, с. 2],[18]
Обобщая подходы к моделированию обучения, можно выделить основные составляющие модели обучения: субъекты обучения, преподавание, учение, взаимодействие субъектов обучения, в основе которого находятся передача и прием учебной информации, осуществляемые средствами методической системы. В модели могут быть отражены информационная, кибернетическая, коммуникативная, психологическая стороны учебного процесса. Необходимо учитывать, что существенная роль в системе обучения принадлежит обратной связи и мотивации. В модель обучения, по мнению С.И. Архангельского, «в качестве параметров могут входить принципы обучения и те условия, которые характеризуют исследуемый учебный процесс: исходные знания студентов, степень трудности материала, педагогическая эффективность применяемых средств и методов, обстановка занятий, порядок контроля и определения результатов и т.д.». [1, 2]