Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Введение
Напряженная социальная, экономическая, демографическая и экологическая ситуация вызывает усиление негативных тенденций в формировании личности подрастающего поколения. Дошкольники особенно обеспокоены прогрессирующим отчуждением, повышенной тревожностью, увеличением их жестокости, агрессивности и потенциального конфликта. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтных ситуациях, характер которых во многом определяет реальное поведение дошкольника в конфликте.
Дети с ограниченным возможностями - это дети с постоянными или временными нарушениями психического и (или) физического развития, которым необходимо создавать специальные условия для обучения и воспитания.
Конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, взглядах и целях, возникающих в процессе социального взаимодействия. Учитель в своей деятельности должен учитывать индивидуально-психологические, возрастные особенности личности ученика.
Содержание
Введение2
I.Теоретические основы профилактики конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ7
1.1 Конфликты как психолого-педагогическая проблема7
1.2Причины конфликтов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и способы их разрешения11
1.3.Возможности игровой деятельности в профилактике конфликтов у детей дошкольного возраста с ОВЗ15
II.Экспериментальное исследование профилактики конфликтов средствами игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ19
2.1 Организация экспериментального исследования, описание методик19
2.2 Программа профилактики конфликтов средствами игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ28
2.3 Интерпретация результатов экспериментального исследования34
Заключение37
Список использованной литературы39
Приложения43
Список использованной литературы
Алямовская, В.Г. Организационно-методические основы партнерства педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей [Текст] / В.Г. Алямовская // Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. – СПб. Детство-Пресс, 2004. – с.224.
Анцупов А. Я. Введение в конфликтологию. / А. Я. Анцупов А. Я., А. А. Малышев — М.: МАУП. 2006–551 с
Баенская, Е.Р.Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. [Текст] / Е.Р. Баенская. – М.,2009. – с.112
Балдицина, Е.И. Семья и государство в социальном пространстве современной России: Автореф. дис. … канд филос. Наук [Текст] / Е.И. Балдицина. – Ставрополь, 2005. – с.24.
Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие [Текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: РГПИ, 1995. – с. 172.
Бондаренко А. К., Матусин А. И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение.2003–123 с.
Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / М.Э. Вайнер. – М.: Пед. О-во России, 2004. – 95 с.
Волков, Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Сфера, 2014. – 128 с.
Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х.: Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. -М.: Книголюб, 2004
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей [Текст] / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.Н. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – с. 191.
Галко, Е.А. Семейный клуб как средство социализации ребенка Текст. дисс. канд. пед . наук [Текст] / E.H. Галко. – Великий Новгород, 2003. – с.154.
Гильфанова, Д.З. Инновационно-прогностическая модель воспитания родителей [Текст] / Д.З. Гильфанова // Вестник Государственного университета управления. – 2011, – № 7. – с.56 – 69.
Гладкова, Ю.А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия [Текст] / Ю.А. Гладкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – с. 103 – 110. 92
Вместе с детьми разработайте правила группы "Что можно делать, чего нельзя": играйте вместе, делитесь с другом, помогайте другу, не завидуйте, просите прощение, старайтесь решать проблему самостоятельно и другие. Можно использовать примирительные игры и упражнения, которые помогают ссорящимся детям разрешить конфликт между собой. Например, коммуникативные игры "Дружная пара", "Сапожки", "Дрозд", "Добрые слова", "Ласковая мама", "Птичий двор" и др. Эти игры не только развивают чувство принадлежности к группе, но и учат общению с партнером. Например, в игре "Птичий двор" детей учат умению следить за игрой других. А в играх "Дружная пара", "Дрозд" дети учатся взаимодействовать в парах. Играя в коммуникативные игры, замкнутые дети становятся более общительными, а конфликтные ребята становятся более дружелюбными. Например, в игре "Добрые слова" дети передают друг другу цветок и говорят комплименты. В то же время каждый ребенок чувствует свою принадлежность к группе.