Сравнительная характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи

Скачать курсовую работу на тему "Сравнительная характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи" в которой дана характеристика понятию ЗПР, дана характеристика понятию ОНР, изучены особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.08.2023
Объем файла
221 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
480 руб.
600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Одним из важнейших показателей уровня развития человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.
Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.
Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и с общим недоразвитием речи (ОНР).
Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.
 

Оглавление
Введение2
Глава I. Теоретические основы речевого развития детей с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие ?задержка психического развития? и его существенные признаки
1.2. Понятие ?общее недоразвитие речи?. Уровни ОНР и их характеристика
Выводы по первой главе
Глава II. Структуры речевых дефектов у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
2.1. Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
2.2. Особенности лексико-грамматического строя у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
2.3. Особенности связной речи у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
 

Список литературы
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия. – 1994. – 216 с., с. 46-47
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая рос. энцикл. – 2002. – 528 с.
- Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд. НЦ ЭНАС, 2011. – 136 с
- Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: метод. пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 79 с
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с
- Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. – 2008. – № 1. – С. 4-12
- Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Д. Д. Еникеева. - М. : Academia, 1998. - 297 с.
- Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 235 с.
- Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. - 320 с.
- Инденбаум, Е. Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи / Е. Л. Инденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 5. – С. 3-10.
- Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И Труве. - Изд-во Ростовского ун-та, 1987. - 192 с., с. 40

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов.
3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов