Организационно-методические основы пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Скачать курсовую работу, в которой рассматривается организационно-методические основы пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.08.2023
Объем файла
146 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе позволяет развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.  Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - это уровень развития мелкой моторики. Под мелкой моторикой подразумевают скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок с превосходно развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития  памяти и мышления, связной речи. Психологи развитие мелкой моторики расценивают, как один из показателей психического развития ребёнка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Изучением мелкой моторики занимались такие учёные, как Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, А. А. Леонтьев, М. Монтессори, А. Н. Корнев и др.

Содержание
1Введение………………………………………………………………..3
2 Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой
моторики у детей дошкольного возраста…………………...…………5
2.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка…………………………….….5
2.2 Психофизические основы развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста………………………………………………...…8
2.3 Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста………………………………………….……….12
2.4 Особенности использования пальчиковых игр в старшем дошкольном
возрасте……………………………………………………………..……15
3 Глава 2 Подбор практического материала для развития мелкой
моторики детей старшего дошкольного возраста……………….…….18
3.1 Пальчиковые игры для детей старшего возраста………………….18
3.2 Рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей
…………………………………………………………………….............25
3.3 Рекомендации по применению пальчиковых игр для
родителей…………………………………………………………….…..26
4 Заключение…………………………………………………………....27
5 Список использованных источников……………………………….29
1

Список использованных источников

1. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика, 2018. - № 7.

2. Галигузова, Л. Н. Мещерякова, С. Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М.: Детская психология для родителей, 2018, 306с.

3. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А. Д. Гонеев, В. А. Сластенина. - изд. 3-е, перераб. - М.: Академия, 2017, 410с.

4. Гуськова, О. В. Курсовая работа на тему: "Роль пальчиковых игр" / О. В. Гуськова [электронный ресурс] / режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/12/11/kursovaya-rabota-po-pedagogike-rol-palchikovyh-igr-i

5. Игры для малышей от 2 до 6 лет / сост. Р. Граббет. - М.: Росмэн, 2017,260с.

6. Илюхина О. В. Консультация по логопедии в старшей группе на тему: "Использование пальчиковой гимнастики на физкультминутках" / О. В. Илюхина [электронный ресурс] / режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/11/19/palchikovaya-gimnastika-na-fizkultminutkakh

7. Кисёлева М. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников / М. Киселева [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887801

8. Никифорова И. Р. Консультация для воспитателей на тему: "Рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей" / И. Р. Никифорова [электронный ресурс] / режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/10/30/rekomendatsii-dlya-vospitateley-i-roditeley-po

9. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / О. А. Новиковская. - изд. 3-е, доп. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2017, 280с.

10. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание, 2019. - № 1.

11. Сайманова Н. Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании / Н. Сайманова [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-882003.html

12. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание, 2019. - № 6.

13. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. - М.: Издательство ЭКСМО, 2019, 320с.

14. Ушакова, Н. В. Картотека пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста / Н. В. Ушакова [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.velikol.ru/dostc/Н.%20В.%20воспитатель%20гбдоу%20№123%20Используемая%20литератураc/main.html

15. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2019. 143 с.

16. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. Екатеринбург: Паритет, 2018. 204 с.

17. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2017, с. 38-185.

18. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. 2019. № 1, с. 50-53.

19. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2019, 326 с.

20. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Просвещение, 2018, 228 с.

21. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. 2019. № 7, с. 401-404.

22. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2018. № 1, с. 60-61.

23. Смирнов В.М. Физиология человека: учебник для вузов. М.: Медицина, 2019, 453 с.

24. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2019, 144 с.

25. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика- Синтез, 2017,112 с.

26.Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: ЭКСМО, 2019, 234 с.

В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма. К пальчиковым играм старших дошкольников можно отнести игры с пальцами, где дети изображают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Изготовив пальчиковый театр, можно показать небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Такой театр создает эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. [26]