Активизация словаря детей в дошкольном возрасте в процессе гидротерапии

Скачать курсовую работу, в которой рассматривается активизация словаря детей в дошкольном возрасте в процессе иглотерапии
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.08.2023
Объем файла
128 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Проблема активизации словаря дошкольников имеет важное значение в современной психолого-педагогической деятельности и считается одной из более важных. Работа по развитию качественного словаря служит основой для овладения детьми письмом и чтением, оказывает существенное влияние на развитие вербальной коммуникации и формирование языковой компетенции ребёнка в целом. Степень активизации словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практическая деятельность демонстрирует, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не ощущают затруднения в учении.  Качественное развитие словаря – развитие значений слов, по мнению Л. С. Выготского [6], является «грандиозной сложности». Лексическое значение слова – это обозначение реальной действительности. Исходя из этого, значение слова – это обобщенное отображение предметного содержания. Дошкольник начинает акцентировать значительные свойства в объектах и явлениях, а так же определять причинно – следственные связи между ними, временные отношения. Имея достаточно развитую активную речь, ребенок стремится доносить информацию так, чтобы окружающим его слушателям было очевидно то, что он повествует. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155). Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие складной, грамматически верной диалогической также монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы пополнения словаря детей дошкольного возраста с помощью игротерапии 5

1.1. Развитие словаря детей дошкольного возраста 5

1.2. Значение игротерапии в активизации словаря детей дошкольного возраста 8

1.3. Методы и приемы игротерапии для активизации словаря детей дошкольного возраст 13

Вывод по 1 главе 17

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с помощью игротерапии 19

2.1. Констатирующий этап 19

2.2. Формирующий этап 22

2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов 25

Выводы по 2 главе 28

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Список использованной литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 400 с. 

2. Бабушкина, А. А. Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5-9 лет: учеб. – метод. пособие / А. А. Бабушкина, О. А. Умнова. – Белгород: Издательство Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2021. – 320 с. 

3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2019. – 255 с. 

4. Валиева, А. М. Дидактическая игра как фактор развития речи дошкольников – Спб: Молодой ученый, – 2017.– 282с.

6. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2020 – 396с.

7. Гризик, Т. И., Развитие речи детей 5-6 лет./ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006 – 288с.

8. Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников: Проблемы изучения речи дошкольников / Л. А. Колунова; – М.: Дар, 2019 – 162 с. 

9. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / Кольцова, М. М. – М.: Родина, 2018 – 256с.

10. Комарова, И. В. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр/ И. В. Комарова, Л. С. Половодова // Пермский педагогический журнал. 2018. - №7 – С. 46 – 48. 

11. Конина, М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста/ М. М. Конина. – М. – Л., 2020. – 176с.

12. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах/ Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. – Ростов н/Дону, 2021. – 256 с.  

13. Коурдакова, Е.  Г. Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2.1. – С. 16-17. – URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2194/(дата обращения: 06.04.2018). 

14. Логинова, В. И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 2017. 

15. Мухина,В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 2019. – 272 с. 

16. Новоселова, С. Л. Дидактические игры  занятия с детьми раннего возраста: учеб. Пособие для воспитателей детских садов/ С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова. – М.: Просвещение, 2017 – 176 с. 

17. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребёнка: учеб. пособие. 3-е изд. стер. / С. В. Плотникова. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 224 с. 

18. Рыжова, И. Н. Учимся играя / И. Н. Рыжова // Дошкольное развитие. – 2017. – № 2. – С. 23-27. 

19. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.

У детей воспитывались организационные навыки, позволяющие активизировать коллективную речевую деятельность. С этой целью детям давалась возможность свободного размещения во время занятий (в кругу, полукругом, около воспитателя) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга. На протяжении занятий поддерживалась стимуляция общения. Этому способствовала четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных детям, красочные и разнообразные пособия. Качественная активизация словаря, нужна для правильного общения, происходило за счет усвоения новых слов, которые встречались детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей среды, углублении и систематизации знаний о них.  Для донесения родителям, важную работу проводимую с детьми по активизации качественного словаря на стенде группы, был оформлен перечень, и содержание игр и игровых упражнений которые следовало проводить в определенные сроки.  Полученные знания в играх, закреплялись в разных видах деятельности на занятиях, в процессе организации развлечений, проведения бесед, разучивание стихотворений, режимных моментов. Использовались игры с объектами, настольно-печатные и логопедические игры.  Таким образом, проводилась работа по активизации качественного словарного запаса дошкольников старшей группы, формировалось умение находить предметы, называть признаки и действия. Именно в интерактивной форме дидактической игре детям удавалось совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.