Развитие познавательных УУД с использованием дидактических средств
ВВЕДЕНИЕ
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в далее ФГОС НОО) второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на развитии универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться». В свою очередь познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Под «познавательным развитием личности» понимают формирование у обучающихся научной картины мира, а также способности управлять своей интеллектуальной и познавательной деятельностью, овладение стратегиями, способами и методами познания, развитие произвольных памяти и внимания, логического и творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РазвитиЯ познавательных УУД с использованием дидактических средств ………………………………6
1.1. Понятие и характеристика познавательных универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе …………………………………….6
1.2. Виды дидактических средств используемых для развития познавательных универсальных учебных действий……………………………………………………...12 убрать (объединить)
2.1. Виды дидактических средств используемых для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.……………….15
2.2. Организация работы и влияние дидактических средств на развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения……………………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………….………………....31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.
2. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе. От действия к мысли. Система знаний: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 116 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 182 с.
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ А.С. Белкин. – М.: Издательский центр Академия, 2010. – 192 с.
5. Бойкина, М.В. Уроки чтения. 2 класс: пособие для учителей общеобраз. учреждений / М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2009. – 127 с.
6. Бурменская, Г.В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1(5). – С. 104–110.
7. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2010. – 338 с.
8. Гарифулина, Г.М. Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения / Г. М. Гарифулина, Т. В. Минюк, Г. И. Талапчук // Молодой ученый. – 2016. – № 5.6 (109.6). – С. 27-29. – URL: https://moluch.ru/archive/109/26980/ (дата обращения: 21.02.2022).
9. Даутова, О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании/ О.Б. Даутова. – URL: http://www.famous-scientists.ru/list/10060 (дата обращения: 15.02.2022).
10. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен/ Д.С. Елисеева. – Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2011. – № 1. – С. 16-24.
11. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.:Издат. центр «МарТ», 2005. – 448 с.
12. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е. В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007. – 362 с.
13. Короткова Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения / Н.В. Короткова // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 76-80.
14. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. – М.: «5 за знания», 2010. – 402 с.
15. Пидкасистый, П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков. – М. : Академия, 2014. – 619 с.
16. Палат Е.С. Современные информационные технологии в образовании / Е.С. Палат – М.: Академия, 2000. – 205 с.
17. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
18. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народ. образование. – 2012. –№ 4. – С. 153–160.
19. Яковлева, В.И. Пути совершенствования уроков чтения / В.И. Яковлева // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С. 12-16.
Приём «Раскадровка». При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пе¬ресказа. С сюжетной линией можно поиграть в игру «Да-Нет». Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры должны задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Благодаря этому тренингу вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, а впоследствии и любого другого произведения, сужая поле поиска решения. Следующий прием так и называется «Хорошо – плохо». Определяем для кого «хорошо», а для кого «плохо». Чем «хорошо» и чем «плохо». Целесообразно на этом эта¬пе применить тренинг «Точка зрения», когда дети рассматривают поступки героев с разных точек зрения: самого героя, автора, окружения героя. Модель «Точка зрения» учит детей смотреть на мир глазами других людей. Проанализировав произведение можно предложить детям составить «Загадалки» про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». На основе мини-исследований, которые проводятся детьми по сюжету произведений, составляется копилка черт героев, паспорта самого произведения и его героев, паспорта вол-шебных предметов. Итогом изучения темы будет «Паспорт жанра» [8].