Развитие координационных способностей у младших школьников на уроках физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Координационные способности являются основой нормального функционирования каждого человека. Именно поэтому развитие таких способностей у младших школьников позволяет учащимся успешно заниматься не только физической культурой, но и положительно влиять на весь учебный процесс. Таким образом, тема работы актуальна для школьников, их родителей (законных представителей), учителей. Важно отметить, что физическая культура представляется особым разделом педагогики, открывающим значительные возможности для дальнейшего развития координационных способностей учащихся, но методика развития координационных способностей у огромного контингента младших школьников еще не разработана в полной мере [7]. Для младших школьников требуется применение специального подхода к подготовке навыков и умений на уроках физики в педагогическом процессе. Ученик начального общеобразовательного образования – это не только небольшой человек. Во-первых, она быстро формируется и развивается человеком. Прежде всего, это личность, которая быстро формируется и развивается. В связи с этим проведение занятий по физической культуре и спорту в начальной школе требует от учителя особого внимания, усердия и вдумчивости. Необходимо тщательно подготовить урок, серьезно рассчитать объем учебной нагрузки на каждом уроке.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития координации у детей младшего школьного возраста …………………………….………………………….. 6
Физиологические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………… …………6
Основные понятия о координационных способностях ……………. 7
Анализ содержания рабочей программы в плане развития координационных способностей младших школьников …………….. 17
Выводы по первой главе ……………………………………………..…… 19
ГЛАВА 2. Организация и методика исследования …………………….. 21
2.1. Организация исследования ……………………………………….. 21
2.2. Организация тестовых исследований ………………………………22
2.3. Педагогический эксперимент ……………………………………... 26
Выводы по второй главе ……………………………………………..…… 27
ГЛАВА 3. Результаты практического исследования …………….……… 28
3.1. Диагностика координационных способностей детей на начальном этапе эксперимента ………………………………………………………. 28
3.2. Контрольная диагностика координационных способностей младших школьников ……………………………………………………………… 30
Выводы по третьей главе ……………………………………………..…… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………….…………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева С.А., Орлова А.М., Нестерова А.Ю. Специфика научных и методологических подходов к занятиям физической культурой. Анализ проблем и перспективы развития// Материалы научно-практической конференции «Проблемы применения научных знаний в современной медицинской практике». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 10–19.
2. Быкова, А.И. Подвижные игры в организации жизни детей и педагогическое руководство ими // Роль игры в школе. – М.: АПН РСФСР, 2007. – с. 92-134.
3. Былеева, Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 208 с.
4. Давыдова А.Ю., Савельева И.Г. Современные комплексы упражнений, применяемые для коррекции физического состояния подростков в программе физической культуры // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и вызовы физической культуры в современном мире». – Архангельск: Архангельский государственный медицинский университет, 2014. – С. 100–112.
5. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник. / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 464 стр.
6. Железняк Ю. Д. Методика обучения физической культуре / Ю.Д.Железняк. - М.: Academia, 2013. - 392 c.
7. Каинов А. Н. Рабочая программа по физической культуре. 5 класс. Методическое пособие / А.Н.Каинов. - М., 2015. - 220 c.
8. Колосова М.А. Специфика организации занятий физической культурой в школе / М.А.Колосова. – Воронеж: Мысль, 2013. – 195 с.
9. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х.Ланда. - М., 2015. - 28 - 32 с.
10. Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений / В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
11. Николаева Л.П. Физическое развитие: структура и основные компоненты / П.Л.Николаева. – Новороссийск: Дело, 2014. – 288 с.
12. Осипова В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / В.Н.Осипова. - М.: МГИУ, 2010. – 190 с.
13. Урманов А.В., Кропоткина С.С. Особенности развития координационных способностей // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 11. – С. 142–151
14. Федорова Я.С. Физическая культура / Я.С.Федорова. – Нижний Новгород: Перспектива, 2016. – 412 с.
15. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2013. - 640 c.
Так, общая выносливость участников исследования была оценена как высокая (в среднем по группе 9,4 балла), специальная выносливость также находится на высоком уровне (в среднем по группе 9,1 балла), что свидетельствует о повышении данных показателей. после окончания программы. реализовано. Скоростные показатели у детей после комплекса художественной гимнастики находятся на очень высоком уровне (среднее значение по группе 9,9 балла), показатели ловкости у подростков оставались достаточно неоднородными, несмотря на то, что среднее значение по группе также может быть оценивается как достаточно высокий и составляет 8,4 балла. После комплекса координационные способности развиваются у детей на высоком уровне. Таким образом, был определен высокий уровень такого показателя, как ориентация в пространстве (среднее значение по группе 9,6 балла), ни один участник исследования не получил по этому показателю менее 8 баллов. Кроме того, воспитанники демонстрируют достаточно высокий уровень равновесия (среднее значение по группе 8,8 балла). Ни один из участников исследования не набрал менее 7 баллов по этой шкале. После выполнения комплекса показатель точности воспроизведения движений находится на высоком уровне (среднее значение по группе 9,7 балла), все испытуемые имеют достаточно равные значения по этой шкале. После комплекса первоклассники показали очень высокий уровень развития гибкости. Так, максимальный балл по данной шкале получили 17 участников исследования, а самый низкий балл, полученный испытуемыми, 9 баллов, его получили 13 студентов.